Найти тему
Сталкер

Старое доброе советское кино. Три фильма из шедевров 1960 года

Оглавление

Многие лучшие иностранные фильмы производят впечатление искусности, мастеровитости, увлекательности, интеллектуальности, служат усладой всемирной армии эстетов и киногурманов, блещут сонмом кинозвёзд. Но такой жизненной стереоскопии, такой объёмности характеров и разноплановости персонажей, такой ясности мысли, такой нравственной чистоты взгляда, такой теплоты и душевности, как в наших, особенно старых добрых советских картинах, пожалуй, трудно найти в зарубежном кинематографе. Причина, думаю, в особенностях натуры самого нашего человека как "материала исследования" и, как следствие этой натуры, особом взгляде наших режиссёров на мир. Вспомним же некоторые фильмы из огромной массы по-настоящему хорошего советского кино, начиная с 60-ых годов, когда наше кино буквально расцвело всеми многонациональными красками.

Шумный день.

Режиссёры: Анатолий Эфрос, Георгий Натансон (по пьесе Виктора Розова «В поисках радости»)
В ролях: Олег Табаков, Лев Круглый, Валентина Сперантова, Геннадий Печников, Татьяна Надеждина, Владимир Земляникин, Лидия Толмачева, Евгений Перов, Инна Гулая...

Казалось - предельно простая картина быта обычной большой русской семьи предстаёт перед нами в «Шумном дне». А сколько интересных, трогательных, остроумных поступков, монологов и диалогов, как много точно подмеченного в жизни и людях!

-2

Да и так ли прост фильм, как кажется на первый взгляд? Вот дедовская шашка времён гражданской войны, рубавшая врагов за «будущее счастье на земле» висит-пылится на стене под портретом её носителя, кажется уже отработав свой ресурс. И вдруг начинает действовать в руках до самозабвения правдолюбивого юноши в блистательном исполнении совсем молоденького Олега Табакова – нынче она рубает символы мещанства – серванты и тахты. Разве это не символично – орудие борьбы за всеобщий материальный достаток, спустя сорок лет блуждания по духовной пустыне, так и не выдавившего из человека раба, борется с плодом своей борьбы – рождающимся тотальным мещанством...

-3

Но, собственно, и не надо разгадывать никакие скрытые смыслы в этом прекраснейшем, чистейшем фильме. Потому что сам душевный восторг и ученичество в самом глубоком смысле этого слова, которые испытываешь при его просмотре - и так самодостаточны.

Дама с собачкой.

Режиссёр: Иосиф Хейфиц.
В ролях: Алексей Баталов, Ия Саввина, Владимир Эренберг, Юрий Медведев, Пантелеймон Крымов, Нина Алисова, Дмитрий Зебров...

-4

Замечательная экранизация лучшего "курортного романа" по рассказу Антона Павловича Чехова. Советские экранизации - это, вообще говоря, особое достижение отечественной кинематографии и золотой фонд всемирного кино. В них особый шарм, особая стать. Аршином общим никак не измеришь. И этот фильм имеет воистину благородную осанку, безупречный по вкусу стиль, несёт в себе какое-то непостижимое умом достоинство. А какая в картине облагораживающая музыка!..

-5

Все достоинства ленты не перечислить, а содержание вполне можно пояснить цитатой из первоисточника: "Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это были две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках. Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали всё в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих.

Прежде, в грустные минуты, он успокаивал себя всякими рассуждениями, какие только приходили ему в голову, теперь же ему было не до рассуждений, он чувствовал глубокое сострадание, хотелось быть искренним, нежным...— Перестань, моя хорошая, — говорил он. — Поплакала — и будет... Теперь давай поговорим, что-нибудь придумаем. Потом они долго советовались, говорили о том, как избавить себя от необходимости прятаться, обманывать, жить в разных городах, не видеться подолгу. Как освободиться от этих невыносимых пут?— Как? Как? — спрашивал он, хватая себя за голову. — Как?
И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается.."

Воскресение.

Режиссёр: Михаил Швейцер.

В ролях: Тамара Сёмина, Евгений Матвеев, Павел Массальский, Виктор Кулаков, Лев Золотухин, Александр Хвыля, Василий Бокарев...

-6

Ещё одна выдающаяся экранизация, на этот раз - от одного из лучших режиссёров этого жанра. Она ещё грешит некоторым переизбытком пафосности, свойственной сталинскому кино. Текстом и игрой актёров, главным образом. Явно переборщили с обличением проклятого царского режима. Чиновники получились прямо карикатурные.  Но видно пафоса здесь столько и всякого, что картина всё же пробирает до глубины души. Особенно глубочайшая музыка Свиридова (были же благословенные времена в нашем кинематографе, когда музыку к фильмам писали такие гиганты, как Шостакович, Прокофьев, Свиридов, Шнитке)... А, главное, фильм воздействует. Ей-Богу, чувствуешь некоторые важные передвижки в себе самом. Не для этого ли искусство и должно существовать?

Путешествие в волшебным мир советского кино будет продолжено. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новинки старинки нашего чудесного кинематографа!