Премия досталась Джеймсу Пиблзу, Мишелю Майору и Дидье Келосу.
Нобелевская премия по физике была вручена во вторник, 8 октября, трём исследователям, которые заставляют Вселенную выглядеть иначе. Канадец Джеймс Пиблз - теоретик, который сформулировал уравнения, управляющие эволюцией, от Большого взрыва до наших дней. Что касается Мишеля Майора и Дидье Келоса, двух швейцарских астрономов, они обнаружили первую из планет, вращающихся вокруг звезды, отличной от Солнца.
«Джеймс Пиблз - дедушка современной космологии. Он внёс вклад во все части этой области. Эта награда была ожидаемой и заслуженной», - сказал Франсуа Буше в Институте астрофизики в Париже.
Он является одним из пионеров тех, кто хочет применить законы физики к Вселенной в целом, чтобы понять ее эволюцию, ее форму и особенно происхождение крупных структур, таких как галактики.
Как были созданы ядра материи? Почему плотность галактик не однородна? Почему в космосе большие пустые объемы? Плоская ли Вселенная?
«Какие конкретные достижения я сделал? Мне было бы трудно сказать это. Это работа всей жизни», - сказал номинант по телефону на объявлении о награждении.
В 1964 году Арно Пензиас и Роберт Вудро Вильсон случайно обнаружили радиоизлучение, пережиток того, что было во Вселенной через четыреста тысяч лет после Большого взрыва. В то время, после охлаждения первоначальной "жидкости", могут появиться первые зерна света, и почти четырнадцать миллиардов лет спустя прибудут на Землю.
Его уравнения показывают, что следует признать, что обычная материя не единственная во Вселенной и что она даже в меньшинстве. Джеймс Пиблз представляет новый тип холодной и темной материи, который он дополняет энергией, называемой «черной», чтобы объяснить результаты COBE и его преемников.
В объявлении о награде член Шведской академии сравнил видение Пиблза со сладким кофе из нескольких зерен. Кофе будет темной энергией, 69% от вселенной; молоко, темная материя, 26%; и сахар, обычное вещество наших атомов, 5%. Прекрасный образ, разве что природа темной энергии и темной материи нам до сих пор совершенно неизвестна.
«Джеймс Пиблз превратил спекулятивное, серное поле в науку о точности», - говорит Франсуа Буше.
Мишель Майор и Дидье Келоз сталкиваются со скептицизмом.
Когда в 1995 году Мишель Майор, родившийся в 1942 году, и Дидье Келоз, родившийся в 1966 году, который является его докторантом, объявили, что они обнаружили гигантскую планету, вращающуюся в непосредственной близости от звезды 51 созвездия Пегаса, это стало изумлением для многих.
После открытия 51 Pegasi b, два швейцарца столкнулись со скептицизмом некоторых, которые задавались вопросом, правильно ли учёные интерпретировали свои результаты. Учёные не видели экзопланету, но сделали вывод о ее присутствии, проанализировав изменения скорости, которые в её присутствии выводит на ее звезду. А если бы эти изменения произошли просто из-за колебаний звезды? Сиквел докажет «нет», но история подтверждает, что «когда науке не хватает данных, которые она не может объяснить, мы испытываем большой трепет», - сказал Ксавье Дельфосс, астроном Института планетологии и астрофизики Гренобля.
Мишелю Майору и Дидье Келозу пришлось сразиться с некоторыми из своих коллег, но, к счастью для них, другие команды, включая американца Джеффа Марси и Пола Батлера, также начали наблюдать за этими новыми мирами.
Крупное историческое событие в истории науки.
Открытие первой экзопланеты, созданной благодаря инструменту Элоди, разработанному Мишелем Майором и установленному в Обсерватории Верхнего Прованса, является важной вехой в истории науки. Он вызвал, если не взрыв, то новую ветвь астрономии - экзопланетологию.
"Сегодня, говорит Ксавье Дельфосс, -во Франции 15% диссертаций по астрономии имеют дело с экзопланетами.
Сам способ, которым мы представляем нашу Солнечную систему и ее формирование, был глубоко пересмотрен. Теперь мы думаем о следующем шаге: поиске других планет, на которых существует жизнь".