Все знают о том, что в двух российских столицах Москве и Санкт-Петербурге действует развитая сеть метро, однако многие даже не догадываются, что подземкой могут также похвастаться и некоторые другие менее крупные региональные российские города с населением 1-1,5 млн. чел. В одном из них, Волгограде, и вовсе действует уникальная для России система подземного скоростного трамвая.
В советское время существовало правило, что на метро может претендовать город с населением от миллиона человек, однако данное правило часто нарушали, отдавая приоритет столицам союзных республик, в некоторых из которых (например, Ереван) население на тот момент не дотягивало до миллиона.
Таким образом, строительство метро в региональных городах РСФСР началось лишь в 1980-е годы, а с распадом СССР и наступлением безденежных 90-х строительство новых станций в регионах РФ практически приостановилось. Единственным российским городом, где был с нуля построен и открыт метрополитен в постсоветский период, стала столица республики Татарстан Казань.
На сегодняшний день из 15 городов-миллионников России только в 7 из них есть такой удобный скоростной вид городского транспорта как метро. Однако в большинстве городов система линий подземки развита недостаточно и состоит в основном из одной линии, что снижает популярность метро, делая его лишь вспомогательным видом транспорта.
Перспективы развития метро в регионах и строительства новых станций весьма туманны, так как федеральным бюджетом на 2020 год денег на развитие метро не предусмотрено, а сами регионы не в состоянии потянуть столь дорогостоящий проект.
1. Нижний Новгород
Метро в городе открылось в 1985 году. Мегаполис занимает третье место в России по протяженности линий метро (21,6 км) и числу станций (15). Последняя станция "Стрелка" была открыта в 2018 году у стадиона к Чемпионату мира по футболу.
В городе действуют две линии метро, правда одна из них не доходит до спальных районов на окраине, а вторая часть трассы идет по пустынной промзоне на ладан дышащего автозавода ГАЗ, который в советское время был основным градообразующим предприятием, что негативно отражается на потоке пассажиров, который составляет всего 27 млн. чел. в год (в Москве для сравнения, 2,4 млрд. в год, т.е. почти в 90 раз больше).
Фишкой нижегородского метро является открытый метромост через Оку длиной 1,2 км, позволяющий с ветерком добраться в нагорную историческую часть города. В названиях станций сохранилось много названий из советского прошлого - "Ленинская", "Двигатель революции","Кировская" и т.д.
В целом уровень охвата города метро не столь высок: из 8 районов поземка присутствует только в 5. Также в городе практически отсутствует рост населения, что обусловлено экономическими проблемами и нехваткой высокооплачиваемых рабочих мест.
2. Новосибирск
Это единственный действующий метрополитен в восточной части России, движение которого запущено в 1986 году.
Система насчитывает 2 линии общей длиной 15,9 км и 13 станций и может посостязаться на звание самой экстремальной в мире, ведь в Новосибирске отрицательная среднегодовая температура, и на станциях в особо морозные дни также может опускаться ниже нуля.
В отличие от Нижнего Новгорода метро в городе пользуется гораздо большей популярностью, перевозя около 80 млн. пассажиров в год, что является рекордным для региональных российских городов. Метро также соединяет районы города, расположенные на разных берегах Оби длиной самым протяженным метромостом в мире длиной 2,1 км.
3. Казань
Это единственный город, где метро открылось уже после распада СССР в 2005 году как подаолк к 1000-летию города, а также, чтобы задобрить стремившихся в то время к независимости властей Татарстана.
Подземка состоит из 1 линии с 11 станциями и длиной 16,9 км, связывающая центральную и историческую часть города со спальными районами.
Тем не менее число пассажиров невелико и составляет 26 млн. в год. Все названия станций и объявления делаются также на региональном татарском языке.
4. Самара
Метро в городе открылось в 1987 году и является самым безлюдным и бесполезным, состоит из 1 линии с 10 станциями и имеет длину 11,6 км. Самара - самый маленький по населению город в России, где есть полноценное метро.
В год им пользуются всего 14 млн. человек, это же число пассажиров московское метро перевозит за 2 будних дня. Проблема в том, что единственная ветка не доходит до центра города, где сосредоточены основные рабочие места и магазины, а также железнодорожный вокзал, и пассажирам выгоднее пользоваться наземным транспортом. Из 9 районов города метро есть лишь в 4.
Одна из станций Юнгородок строилась как временная на территории депо, но до сих пор выполняет роль конечной, а до другой конечной станции Алабинская из-за нехватки денег был построен только 1 путь, второй все еще в процессе строительства.
Из-за этой особенности и низкого пассажиропотока интервалы движения поездов в подземке не менее 10 минут.
5. Екатеринбург
Метрополитен в столице Урала, открытый в 1991 году перед самым распадом СССР, небольшой, всего 1 линия с 9 станциями и длиной 12,7 км, но пользуется гораздо большей популярностью, чем в Самаре, Казани и Н. Новгороде, поскольку соединяет 2 окраины города, проходя через вокзал и центр.
В год подземка перевозит почти 49 млн. пассажиров и ее доля в общегородских перевозках - 24%, что делает систему метро самой эффективной из региональных.
6. Волгоград (метротрам)
Нельзя не упомянуть про необычный симбеоз метро и трамвая в городе на Волге - уникальную для России систему скоростного трамвая. В промышленной части города линия идет по поверхности как обычный трамвай, а в центре спускается в тоннель и становится настоящим метро. В СНГ похожий метротрамвай есть в Кривом роге на Украине.
Первые подземные станции были открыты в 1984 году, и сейчас система насчитывает 6 станций с низкими платформами на участке 7.1 км., построенных под землей по стандартам метро. Линия очень популярна у горожан, ей пользуются около 48 млн. чел. в год, оставляя позади многие региональные метросистемы.
Интересно, что на подземном участке первой очереди строительства пути после въезда в тоннель меняются местами для возможности высадки пассажиров на островной платформе, ведь раньше в трамваях двери были только справа, что часто вызывает путаницу с направлением движения. Сейчас на линии используются трамваи с дверями по обеим сторонам, как в метропоездах.
Понравилось? Поддержи проект:
☑️ Подписывайся и читай в ленте мои новые статьи!
👍 Жми палец вверх, сделай репост статьи для друзей в соцсетях и мессенджерах!
👉 Еще статьи по теме: