Найти тему
Психолог

Психологические защиты: просто об очень сложном…

Фото находится в открытом доступе в сети интернет
Фото находится в открытом доступе в сети интернет

Психика каждого человека стремится поддержать базовый уровень благополучия своего владельца («Я-концепцию»). Юлия Борисовна Гиппенрейтер говорит о базисных стремлениях «Я – есмь! Я – любим! Я – хороший!». Внутри каждого человека как будто есть солнышко (ощущение «Я – есмь! Я – любим! Я – хороший!»), и психика старательно защищает это ощущение хорошести. Как только ребенок/взрослый попадает в ситуации, где ставится под сомнение его хорошесть, включаются психологические защиты. Цель психологических защит проста – защитить своего владельца от ощущения «Я – плохой!». Это ощущение ведет к иррациональному переживанию отвергнутости и ненужности: РАЗ Я ПЛОХОЙ, ЗНАЧИТ, Я НЕ НУЖЕН, Я НЕ ИМЕЮ ПРАВА ЖИТЬ. Происходит это на неосознаваемом уровне, ребенок/человек не осознает этих процессов и ничего про это может не знать. Психологические защиты включаются/активизируются без участия той части мозга, которая думает, решает и все осознает.

Как и зачем происходит активизация защит? Представим ситуацию. Подросток занят увлекательным для него делом (играет по интернету с другими подростками в игру). Вданный момент у него активирована потребность в познании и исследовании мира, принадлежности к группе, принятии, он переживает себя ценным для группы друзей. Активированные потребности запускают определенные эмоциональные переживания. Родители же очень обеспокоены тем, что отпрыск не делает уроки, они постоянно напоминают ему, что необходимо садиться за уроки. Но подросток откладывает уроки на потом. Родители стараются вежливо и позитивно напоминать ему (возможно, применяя технику активного слушания по Гиппенрейтер). Подросток отмахивается . И вдруг у родителей заканчивается терпение, они начинают предпринимать более жесткие меры. Иногда все заканчивается криками. В такие моменты взрослые ничего плохого не хотят, но у ребенка от потока осуждающих слов могут резко активироваться психологические защиты. Бывает, что осуждающих слов нет, но есть факт неуместности (по мнению родителей) его чувств, эмоций и переживаний по поводу привлекательной для него деятельности.

Психике надо защитить своего хозяина от послания «Ты – плохой!» (мозг подростка именно так воспринимает призывы родителей сесть за уроки, ведь они могут говорить, что деятельность, которая привлекает подростка совсем не такая уж хорошая, а, значит, то, что он любит – это плохо, значит и он плохой). Мозг срабатывает автоматически (неосознанный процесс) и категоричен в стремлении защитить своего владельца. Если такое послание будет получено и осознанно, то ребенок может окунуться в переживание своей никчемучности и отвергнутости, у него будут резко фрустрированы (подвержены сомнению: нужен ли я своим родителям?) основные потребности в контакте с близким взрослым, любви и принятии со стороны родителей. Эти ощущения очень болезненны. Очень иррациональны (не логичны, от слова «совсем») и очень болезненны.

Мозг старается не допустить эти переживания, он начинает работать в режиме отчуждения.

В такие моменты в наш мозг поступают те же вещества, которые обеспечивают наше выживание в опасных ситуациях. Лимбическая система (эмоциональный мозг) вмешивается в рациональное мышление, блокирует нашу память, физически вызывая ограниченность мышления. Какой бы ценной (правильной) не была информация, в таком состоянии мозг не способен ее обрабатывать. На нейронном уровне данная информация воспринимается как угроза. Ее ни в коем случае нельзя допускать до осознавания! Мозг точно «знает», что только в состоянии ограниченности мышления информация «Ты – плохой!» не пройдет. Таким образом, мозг защищает своего владельца от чувствования себя плохим и отвергнутым.

Необходимо понимать, что в таких ситуациях понижение детского самопринятия обеспечено.

В таком состоянии человеку не до самопринятия: «не до жиру, быть бы живу». Ощущение внутреннего дискомфорта обеспечено. Психологи знают, что чем сильнее внутренний дискомфорт у человека, тем неадекватнее он себя ведет.

В следующей статье Типичные способы защиты я опишу наиболее типичные и распространённые формы психологических защит/компенсаций (если ребенок ощущает себя недостаточно хорошим, то психика стремиться компенсировать это ощущение, защитить=компенсировать).