(† кон. II в.) День памяти: 23 августа (5 сентября)
Могущество Божие безгранично, и воля Его есть первоисточник всех естеств, которые из Него как из источника проистекают, и текут к тому и в том направлении, которое определил Он еще до их создания. И ничто в творении не может изменить волю Его, которая как и Он Сам неизменна и вечна. И никакие изменения в творении не могут взволновать безбрежный океан благости Его, и изменить Его намерение относительно всего творения. Такая мысль, что беспорядочные, хаотичные и случайные изменения в творении, повлекшие за собой его падение, вызвали какие либо изменения и в неизменном Боге, так, что часть творения против Его благой воли превратится во что либо иное против того, чем оно было прежде по природе, делает Бога изменяемым подобно тварям. Мнение, что Бог приложим или изменяем анафематствует Вселенская и Апостольская Церковь решением Четвертого Вселенского Собора. Так же утверждение, что есть такая воля пред Богом, которая обладает способностью безвозвратно изменить творение Божье во что либо иное против того, чем оно было прежде по природе, вопреки воле Самого Создателя, наделяет Бога немощью и подпадает под осуждение Четвертого Вселенского Собора, один из анафематизмов которого гласит так: «…кто говорит или думает что могущество Бога ограничено … да будет анафема». В писании мы находим слова Господа : «Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих» (Мф 18,14) Нет такой воли пред Отцом нашим небесным, которая могла бы погубить хотя бы самое малое из творений, как например две самые малые птицы, которые продаются за ассарий (Мф 10,29) мы же лучше многих малых птиц (Мф 10,31)
Св. Ириней Лионский в своих сочинениях говорит: «Бог неизмерим, миростроитель и всемогущ, то Он неизмеримою, миростроительною и всемогущею волею и новым действием могущественно и действенно произвел то, что вся полнота существующего - и невидимое и видимое пришло в бытие, тогда как прежде не существовало. И Он всякую вещь так содержит и приводит к ее собственному концу, ради которого она произведена, без всякого превращения, во что либо иное против того, чем она была прежде по природе. Ибо таково свойство действования Божия, что оно не только простирается в бесконечность разума или превышает (наш) ум, разумение и слово, время и место и всякий век, но превосходит и сущность и полноту или совершенство». (Св. Ириней Лионский. Сочинения. Пер. П. Преображенского. 1900г. (стр. 532))
Так и в ином месте говорит он, что все творение по воле Творца будет исцелено (излечено) от греховной язвы которой человек был поражен за непослушание в Адаме: «Все творение по воле (Божией) достигнет великого приращения так что будут рождать и приносить такие плоды, об этом Исаия говорит: «и будет на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном вода, протекающая в тот день, когда многие погибнут, когда и стены падут. И будет свет луны как свет солнца, и (свет солнца) будет в семь раз в тот день, когда (Господь) исцелит сокрушение народа Своего и уврачует болезнь язвы своей». «Болезнь же язвы» означает ту, которою человек вначале был поражен за непослушание в Адаме, то есть смерть: ее исцелит Бог, воскрешающий…» (Св. Ириней Лионский. Сочинения. Пер. П. Преображенского. 1900г. (стр. 520)) Стоит заметить, пророк Исаия говорит, что это будет в одно время: «когда многие погибнут» и «когда (Господь) исцелит сокрушение народа Своего и уврачует болезнь язвы своей». Здесь Св. Ириней народом Божиим признает все творение Божие, а кто же погибнет? Сказано многие, вероятно это званные, но не избранные. Многие, только не из творений Божьих, но многие в самом человеке. Это сказано о плоти, которой много, в человеке плотском внешнем, но не о внутреннем человеке, которому принадлежит обетование спасения. Это все в человеке, которое «не суть», которое не сотворено Богом, это грех противления и сам противник.
В 36 главе своей книги св. Ириней Лионский так же говорит, что люди истинно воскреснут, что мир не уничтожится, но будут различные обители для святых по достоинству каждого, все покорится Богу Отцу и Он будет все во всем. Он выражает так же мысль, что субстанция и сущность творения не уничтожается, мысль, подобную Исааку Сирину, который говорит в своих словах подвижнических, что естество не переиначивается, напротив того, каждое из естеств, хотя и крайне уклоняется, в грех ли то или в добродетель, однако же приводится в движение собственною своею волею. Образ мира сего есть образ временный, который проходит, потому что человек обветшал в том, в чем совершено преступление. Здесь святой выражает ту же мысль, что и Григорий Нисский, о совершенствовании творения и приведении его в единое равное состояние в Господе.
По существу, люди есть истинные люди, ибо только когда человек пребывает в естественном своем состоянии, он пребывает как бы в самом себе, ведь только в своем естестве люди могут называться истинными людьми, вне своего естества мы и не истинные люди. Ведь естество человеческое неизменно, оно (естество) есть как бы предел для творения или граница, в которой оно пребывает самим собой. Посему, и местопребывание творения в своем естественном состоянии истинно в Боге, удалившись от Бога тварь удаляется как бы от самой себя. Заменив по своей воле естественное состояние противоестественным, человек как бы самого себя оставил (3 Езд 1,27). Посему, Апостол и говорит только о двух истинных людях: Первом Адаме и Адаме последнем: «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба». (1 Кор 15,47)И в книге Ездре было сказано Ангелом, что после смерти Христа не останется ни одного истинного человека (пребывающего в своем человеческом естестве) и на семь дней, которые есть в продолжительности весь этот век, обратится он в древнее молчание «А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание. И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого. После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный». (3 Езд 7,29-31)Об этом так же сказано в книге пророка Даниила: «тебя отлучат от людей ...и семь времен пройдут над тобою , доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (Дан 4,22)
«Поелику люди суть истинные (люди), то необходимо должно быть истинным и местопребывание их и не обращаться в ничтожество, но преуспевать в своем бытии. Ибо ни субстанция, ни сущность творения не уничтожается,- ибо истинен и верен Устроивший его,- но «проходит образ Mиpa сего», т.е. то, в чем совершено преступление, потому что человек обветшал в этом. И поэтому образ сей создан временным, по Божиему предвидению всего, как я показал это в предшествующей книге, а также показал, по возможности, и причину сотворения временных вещей Mиpa. Когда же пройдет этот образ и человек возобновится и окрепнет для нетления так, чтобы он не мог уже обветшать, то будет небо новое, и земля новая, в которых будет пребывать новый человек, всегда о новом собеседующий с Богом.
А что это продолжится всегда без конца, Исаия так говорит: «ибо как новое небо и новая земля, которые Я творю, пребывают предо Мною, так станет семя ваше и имя ваше. И, как говорят пресвитеры, тогда удостоенные небесного пребывания перейдут туда, т.е. на небеса, другие будут наслаждаться утехами рая, иные будут владеть красотою города, но везде будет видим Бог, как будут достойны видящие Его. Кроме того (они говорят), есть различие между обитанием тех, которые принесли плод во сто крат, и тех, которые в шестьдесят, и тех, которые в тридцать крат; одни из них будут взяты на небо, другие будутъ жить в, раю, Третьи - обитать в городе; и поэтому Господь сказал, что у Отца много обителей. Ибо все принадлежит Богу, который всем дает приличное обитание; как и Его Слово говорит, что все разделено Отцем сообразно с тем, как кто есть или будет достоин. И это есть стол, за которым возлягут обедать приглашенные на брачный пир. Таково, по словам пресвитеров, учеников апостольских, распределение и распорядок спасаемых, и чрез такую постепенность они совершенствуются, - чрез Духа они восходят к Сыну, а чрез Сына к Отцу, потому что Сын потом передаст Свое дело Отцу как и Апостолам сказано: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится смерть». Ибо, во времена царства праведный человек, находясь на земле, уже забудет умирать: «Когда же сказано, что все покорено, то ясно, что кроме Того, который покорил (Ему) все. Когда же все покорится Ему, тогда и Сам Сын покорится. Покорившему все Ему, да будетъ Бог все во всем». Итак, Иоанн ясно предвидел первое воскресение праведных и наследие их в царстве земном; Согласно с ним и пророки предсказывали о нем. О том же учил и Господь, обещая иметь с своими учениками новое растворение чаши в царстве. И Апостол исповедал, что тварь освободится от рабства тления в свободу сынов Божьих. И во всем этом и чрез все открывается тот же Бог Отец, создавший человека и обещавший отцам наследие земное, изводящий ее (из рабства) в воскресение праведных, и исполняющий обетования в царстве Своего Сына, и затем отечески дарующий то, чего глаз не видал, ни ухо не слышало, и что не всходило на сердце людей. Ибо один Сын, совершивший волю Отца, и один человеческий род, в котором совершаются таинства Божии, «который желают видеть ангелы», и не могут постигнуть премудрости Божией, посредствомъ которой усовершается создание Его ставшее сообразным и сотелесным с Сыном, так что порождение Его перворожденное Слово нисходит в тварь, то есть создание телесное и объемлимся им, и с другой стороны тварь принимает Слово и восходит к Нему, восходя выше Ангелов, и делается по образу и подобию Божию».(Св. Ириней Лионский. Сочинения. Пер. П. Преображенского. 1900г. (стр. 526-528))
В Гл. 29 той же книги св. Ириней Лионский опровергает мнение еретиков о будущей судьбе души и тела. Он говорит, что души переходят уже не сообразно своей субстанции к подобным себе существам, но сообразно со своей деятельностью, за свою праведность, достигнутую через веру. То есть души достигают успокоения и пребывают в месте, уготованном праведным не потому что они души, а потому что они праведны. Посему окончательное восстановление твари в свое первоначальное состояние это не конечная цель Бога, а промежуточная. В делах веры участвуют праведные и не праведные, вместе со своими телами, причем одни получают венцы праведности посредством непослушания других, как и Апостол Павел говорит о Израиле: «В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов». (Рим 11,28) Бог их непослушание обратил для помилования непослушных язычников «Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их» (Рим 11,30) Ведь Бог всякое зло обращает во всеобщее благо, и всякую неправду Своим могуществом и непостижимой премудростью обращает на служение правде. Например, поношение грешником праведника обращает Он в получение венцов праведности для самого праведника по вере, поэтому сам грешник и всякий грех хоть и неосознанно, но служит по повелению Божьему ко спасению праведника. В этом нет заслуги грешника, совершающего грехи как будто бы он был соработником Богу в Его промысле, ведь в том, что всякой нашей неправдой открывается правда Божия нет никакой нашей заслуги, напротив, есть грех «Аще ли неправда наша Божию правду составляет, что речем?...» (Рим 3,5) «Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых». (Рим 3,7-8)Итак, если в делах веры для получения праведности одним по их собственной воле суждено Богом сделаться непослушными, а другим по непослушанию первых быть помилованными, то не заслуживают ли помилования так же и непослушные, ведь они принимали участие своим непослушанием в помиловании пнрвых через дар веры и праведности? Апостол говорит о Израиле: «так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать». (Рим 11,31-32)Посему, праведность имеет силу спасти всех непослушных, то есть весь род человеческий, участвующий в самой праведности. Если же праведность одно спасает за участие в ней, а иное не спасает, когда по непослушанию одних делаются послушными другие, то праведность в таком случае явится бессильной и ниже справедливости. Если только понимать праведность через веру не как Божий дар, но как собственное приобретение по своему достоинству и заслугам, то в наших глазах все прочие, согрешающие против нас непременно сделаются недостойными самой праведности. Но если праведность не от нас но Божий дар, который зависит от Бога милующего нас непослушных, то получая ее (праведность) единственно по милости Божией, но никак не по своему достоинству и заслугам, мы безусловно сочтем и согрешающих против нас достойными помилования Божьего. В древнем патерике есть такая история: Говорили о брате, соседе великому старцу, что он, приходя к нему, крал, если что находилось в келье его. Старец же видел его и не обличал его, но еще более работал, говоря: «Может быть брат этот имеет нужду». И великую скорбь имел старец, когда так трудился и однако находил свой хлеб в оскудении. Когда же старцу приспела кончина, то окружили его братья. Видя онаго крадущего, говорит ему: «Приблизись ко мне!» И целовавши руки его, говорил: «Братья! Я благодарен рукам сим, потому что чрез них иду в царство небесное». Брат, умилившись и раскаявшись, сделался и сам искусным монахом от дел, которые видел у великого старца. Старец получил милость от Господа стать праведным при помощи своего соседа, который крал у него все что "плохо лежало", и это зло Господь примудро обратил ко спасению старца, через ворующего у него соседа. Если старец получил благодать от Господа миловать вора и любить его, то и сам вор должен быть помилован, о чем и повествует древний патерик.
Если непослушание имело силу в Адаме настолько, что все в нем согрешили, вне зависимости от своей воли, ведь зачатый в беззаконии ребенок рождается уже во грехе, и получает возмездие за этот самый грех, совершенный праотцом Адамом, называемый смертью, ибо родившись человек предается тут же тлению, и с каждым годом приближается к своему возмездию. Неужели послушание даруемое Богом через веру, не имеет большей силы, чтобы через последнего Адама весь род человеческий избавился от греха и прибыл в послушании Господу, или грех сильнее благодати? Но сам грех, как говорилось ранее, по повелению Божьему для верных и послушных работает ко спасению. Так, св. Ириней Лионский рассматривает праведность как дар всему роду человеческому, ибо, будучи даром от Господа, подаваемым недостойному и непослушному роду человеческому, исцелению от греховной язвы подлежит весь род Адама, а не только его малая часть.
Благодатью мы спасены и это не от нас, но Божий дар, и нет никакой нашей заслуги в том, что Господь помиловал нас и даровал спасение. Ибо мы были грешниками, когда Господь за нас умер «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Рим 5,6) Необходимо ясно понимать причинно-следственную связь в том, что мы были грешниками и Господь в определенное время даровал нам спасение, умерев за нас и мы получив дар благодати стали праведными поверив Ему. Но не так, что мы были праведными по делам нашим, имея какие либо заслуги перед Господом, и Он поэтому даровал нам достойным веру. Праведность в человеке происходит от благодати, а не благодать появляется от праведности. Есть же синергия человеческой и Божьей воли? Посему, Господь все совершает в человеке по его произволению, ведь Бог не может спасти человека без самого человека, против его воли. Но стоит понять и другое, что сама воля в человеке претерпевает изменения посредством благодати. Так, раньше человек упивался вином, сейчас ходит в храм и имеет веру во Христа, раньше он хотел вина, сейчас желает молиться Господу. Неужели он сам своей собственной волей совершил в себе такие изменения? Не правильней ли думать, что воля его была исцелена Господом, посредством благодати.
С праведного и больший спрос чем с грешного, ибо кому много дано, с того много и спросится, кто имеет больше веры тот имеет большую ответственность перед Богом. Так, по силам, Господь дает каждому определенное количество талантов и получивший должен умножать эти таланты. Призванный Господом поутру в виноградник Его обязан трудиться весь день, потому что имеет силы, которые дал Ему Бог, познав его еще прежде, что он сможет использовать данные ему силы себе во благо. Другой же был призван в одиннадцатый час и потрудился в винограднике всего час, потому что получил силь от Бога ровно столько, чтобы поработать один час, потому что больше он бы не вынес. Посему, Господь каждому из них воздаст поровну, хотя один трудился весь день, а другой один час, потому что одному дано было сил на весь день, а другому только на один час и оба по своему угодили Господу.
Так, люди ходившие с Давидом за поток Восор, не хотели делиться добычей с обессилившими и оставленными у потока людьми. За это они были названы злыми и негодными. Но Давид сказал: «Какова часть ходившим на войну, такова часть должна быть и оставшимся при обозе». Какова часть праведникам, имеющим от Господа саму праведность, воинам Христовым, ходившим на брань с врагом человеков, такова часть должна быть и немощным в вере людям, отошедшим в мир иной и не имеющим дел веры. «И пришел Давид к тем двум стам человек, которые не были в силах идти за ним, и которых он оставил у потока Восор, и вышли они навстречу Давиду и навстречу людям, бывшим с ним. И подошел Давид к этим людям и приветствовал их. Тогда злые и негодные из людей, ходивших с Давидом, стали говорить: за то, что они не ходили с нами, не дадим им из добычи, которую мы отняли; пусть каждый возьмет только свою жену и детей и идет. Но Давид сказал: не делайте так, братья мои, после того, как Господь дал нам это и сохранил нас и предал в руки наши полчище, приходившее против нас. И кто послушает вас в этом деле? Какова часть ходившим на войну, такова часть должна быть и оставшимся при обозе: на всех должно разделить. Так было с этого времени и после; и поставил он это в закон и в правило для Израиля до сего дня». (1 Цар 30,21-25)Почему Давид сравнял ходивших с ним и оставшихся при обозе, воздав им поровну? Потому что он понимал, что сама победа над врагом и добыча и сохраненная жизнь даны Господом, и нет у людей в этом никаких заслуг, чтобы превозноситься пред Господом над своими братьями «… Господь дал нам это и сохранил нас и предал в руки наши полчище, приходившее против нас…»