Найти в Дзене
ПравоРоботов

LegalTech: роботы-юристы. Часть 1

Мы живем в эпоху четвертой промышленной революции, которая является следующим этапом после начатого в период третьей промышленной революции применения в производстве электронных и информационных систем, обеспечивших интенсивную автоматизацию и роботизацию производственных процессов. Собственно, четвертая промышленная революция, или как ее еще называют, Индустрия 4.0, означает "переход на полностью автоматизированное цифровое производство, управляемое интеллектуальными системами в режиме реального времени в постоянном взаимодействии с внешней средой, выходящее за границы одного предприятия, с перспективой объединения в глобальную промышленную сеть Вещей и услуг", а если отойти от формальной формулировки, то он означает новый этап эволюции в автоматизации процессов и модернизации подходов по обмену данными. Термин Индустрия 4.0 появился не так давно, только в 2011 году, и его авторство закреплено за бессменным президентом Всемирного экономического форума в Давосе Клаусом Швабом.

В поддержку данного тренда на автоматизацию процессов, стали появляться прогнозы на тему того какая следующая отрасль будет автоматизирована. Так, в исследовании «Будущее занятости» от 2013 года, два исследователя из школы Оксфорд-Мартин – экономист Карл Бенедикт Фрей и эксперт по компьютерному обучению Майкл Осборн – постарались предугадать возможное влияние уровня развития технологий на безработицу, изучив вероятность автоматизации порядка 700 профессий. Так, шанс исчезновения профессий в юридической сфере были оценены следующим образом:

- Ассистенты и помощники юристов - 94,50%

- Юридические секретари - 97,60%

- Судебные репортеры - 50,20%

- Работники в сфере судебного права - 40,90%

- Судьи - 40,10%

- Адвокаты - 3,50%

В целом, возможность автоматизации правовой сферы оценена в 45,84%

С начала 2010-хх в правовой сфере действительно стали появляться элементы автоматизации, в первую очередь охватывающие такие направления, в которых такая автоматизация принципиально возможна: это различного рода боты и программы, которые могли взаимодействовать с клиентами в достаточно простом интерфейсе, и при этом совершать определенного рода юридически значимые действия. К примеру, были автоматизированы такие задачи как подача автоматических жалоб по разного рода вопросам (например, на задержку авиарейсов), опротестование вынесенных штрафов разного характера и т.д. Достаточно большая ниша была выстроена вокруг тех направлений где возможно применение шаблонных решений: достаточно успешно действуют ряд сервисов для автоматического формирования пакета документов для государственной регистрации юридических лиц. Также появились и остались на рынке предложения по автоматическому написанию договоров разного характера, где есть ключевой и неизменный базис, занимающий порядка 80% договора, и небольшая часть моделируемых под конкретный вопрос положений.

Тем не менее, несмотря на развитие технологий, нельзя назвать профессию "юрист" как полностью пригодную к автоматизации. Так, в докладе «Будущее рынка труда-2018», озвученного в рамках Всемирного экономического форума в Давосе, было отмечено, что:

- рост автоматизации сократит к 2025 году 75 млн рабочих мест

- рост автоматизации создаст к 2025 году 133 млн новых рабочих мест

- из них к 2025 году появится 58 млн новых рабочих мест, связанных с роботами и ИИ

- если сейчас машины выполняют 29% рабочих задач, то к 2022 году доля роботов составит 42%, а к 2025-му — 52%.

Был также обновлен и перечень профессий, находящихся под угрозой сокращения людского персонала в связи с автоматизацией. Что интересно, ряд профессий перекочевал в него из предположений 2013 года. Среди тех профессий, которые, скорее всего, уйдут в прошлое, по мнению авторов доклада 2018 года: бухгалтер, администраторы и секретари, аудиторы, работники в сборочных цехах и ряд других. Что примечательно, позиция "юрист" на лидирующих позициях в данном «списке на выбывание» также не фигурирует.

-2

Однако не упоминание профессии юриста в перечне профессий пригодных для автоматизации не означит, что юриспруденция прекратила модернизироваться. Так, мы уже вовсю используем в деловом общении термины LegalTech и LawTech, которые, появившись совсем недавно уже начали формировать под собой целые новые направления деятельности. К слову, если сравнивать степень применения обоих терминов, то LegalTech применяется к описанию технологических решений, которые нацелены на автоматизацию работы юристов и оптимизацию типовых в юриспруденции бизнес-процессов. Следовательно, данный термин в большей степени является описанием технических процессов в юриспруденции. В то же время, термин LawTech стал применяться к отношениям, связанным с обеспечением правовых консультаций и юридической помощи потребителям юридических услуг. Т.е. он стал применяться именно к описанию новой концепции оказания юридических услуг и правовой помощи. Таким образом, усреднённо, можно сказать, что LegalTech - это инструмент для юристов, LawTech - инструмент для клиентов юристов.

Данная статья будет состоять из 3 частей, которые будут выходить еженедельно. Подписывайтесь на обновления нашего канала и не пропустите выход 2 других частей!