Найти тему
Психотерапевт Ольга Лукина

Как выбрать между карьерой и внутренней свободой?

Когда мы находимся в сценарии, для того чтобы страдать, нам достаточно самих себя.
Клод Штайнер

Откуда берется ощущение безысходности?
Откуда берется ощущение безысходности?

Я часто сталкиваюсь в своей практике с ощущением безвыходности у людей, которые уверены, что им необходимо выбрать между карьерой и внутренней свободой. Ставя для себя вопрос таким образом, подавляющее большинство выбирает карьеру, при этом часто даже не подозревая о цене, на которую подписывается. Они готовы получить успех в делах и материальную защищенность в обмен на свою счастливую жизнь. Корпоративный мир, которым заправляют во многом деструктивные лидеры, эту тему активно эксплуатирует. Но во всем ли виноваты корпорации?

Я вижу, что схожий выбор приходится делать и владельцам собственного бизнеса. У них нет внешней палки-погонялки, которая гнала бы их ко все новым и новым целям и заставляла перевыполнять планы. Более того, это внутреннее напряжение свойственно даже бизнесменам, уже давно решившим финансовые задачи. Они продолжают оставаться в этой мотивационной системе, загоняя себя и своих сотрудников.

Объяснить, то есть рационализировать, можно любое свое внутреннее ограничение и любую новую материальную планку. Что же происходит с людьми на самом деле?

Надсмотрщик с кнутом, он внутри

Я имею в виду интроецированную нами от родителей систему ценностей, внутренних долженствований и ожиданий. Мы были от них зависимы и для нас жизненно важно было получить их расположение и любовь. Мы впитали их страхи и то, во что они искренне верили, не подвергая сомнению.

Во взрослой жизни этот «родитель» находится внутри нас, и, чтобы страдать, нам теперь достаточно самих себя: мы бессознательно наделяем этой жесткой требовательностью окружающих нас значимых людей, корпорации и своими силами организуем знакомый с детства спектакль.

Став снова главным героем этой драмы, мы можем начать, например, панически бояться проявить свою волю, вести переговоры, отстаивать себя в конфликтах, с чем-то соглашаться, а с чем-то нет. Нам тогда кажется, что в наказание за это «своеволие» корпоративный мир выплюнет нас и мы останемся на задворках этой жизни ничтожными неудачниками без средств к существованию. Но это только кажется!

Один мой клиент, весьма талантливый профессионал, успешный и востребованный топ-менеджер, устраивался на новую работу в западную компанию. Все шло прекрасно, но в решающий момент заключения контракта он совершенно перестал спать. При одной мысли, что ему придется выставить несколько условий, он проваливался в состояние смертельно напуганного маленького мальчика, который может разгневать авторитарную и карающую мать.
А он всего-то хотел регламентировать количество командировок в месяц и оставить за собой право отдыхать несколько часов на следующий день после длительных полетов. Удивительно, хотя раньше такой практики в компании не было, но руководство пошло ему навстречу. После некоторого периода переговоров и торгов его условия были приняты, и он организовал свою работу комфортно для себя. Несмотря на ответственную должность и серьезный объем нагрузок, он мог работать с удовольствием.
С ужасом он вспоминал тот момент выбора, когда он чуть было сам не воспроизвел кошмар своего детства.

Наличие такого негативного внутреннего цензора сначала лишает человека свободы, права и воли выбирать то, что ему нужно, смотреть на мир трезво. После этого он — готовый кандидат на роль Жертвы корпоративной культуры.

Наличие внутреннего стержня позволяет не стать офисным планктоном
Наличие внутреннего стержня позволяет не стать офисным планктоном

Без внутреннего стержня человек невероятно уязвим к внешним требованиям. Именно эти люди становятся корпоративным планктоном. Опустошенные и лишенные настоящего смысла в жизни, они находят для себя новый невротический смысл в перманентной конкурентной борьбе и погоне за материальными благами.

Но в этой борьбе победитель не получает ничего. Если нет контакта с собой, никакие материальные блага не дадут ощущения счастья. Как раз на таких людях отыгрываются корпорации: на них зарабатывают, а потом выбрасывают как шлак.

Хочу отметить, что противопоставление желания материального благополучия, карьерного успеха желанию гармоничной человеческой жизни совершенно некорректно. Два этих стремления можно реализовывать одновременно. Но для этого важно сначала вернуть себе внутри право на свою ценность и свободу выбирать то, что нужно именно тебе.