Найти в Дзене
История искусств

Женщины-художницы во Франции XVIII века

Восемнадцатый век в перспективе

Десятилетие 1970-х годов, несомненно, войдет в историю как период, который стал свидетелем драматического возрождения (можно сказать, революции) в истории женщин-художниц.

Рождение Женской фракции за искусство, Феминистского Художественного Журнала и Центра исторических исследований феминистского искусства, созданного в начале
70-х годов, - это лишь несколько вех в этом движении.

Проведение Международного года женщин в 1975 году стимулировало публикацию библиографических источников, особенно "Женщины-художницы прошлого и настоящего" Викки Линн Хиллс.

https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82-4551429/
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82-4551429/

Завершая десятилетие, Жермен Грир опубликовала свою всеобъемлющую, но противоречивую "Гонку препятствий", которая, несомненно, вызовет новую волну реакции в 1980-х.

Несмотря на резкий рост интереса к женскому искусству, никто не проводил количественный анализ женщин-художниц того или иного периода. Никто, например, не пытался проанализировать и оценить феноменальный рост числа французских женщин-художниц в эпоху Просвещения.

Именно по этой причине несколько лет назад было начато расследование в отношении женщин-художниц.

Исследование в большей степени посвящено женщинам-художницам как профессиональной группе, чем как отдельным лицам. Этот подход носит как аналитический, так и биографический характер и рассматривает такие вопросы, как:

  • причины, по которым в XVIII веке все большее число французских женщин обращались к искусству как к призванию
  • из каких экономических классов они вышли
  • от кого они обучались ремеслам
  • характер их брачных отношений
  • и степень их финансового и профессионального успеха в конкуренции с мужчинами-художниками.

Франция, несомненно, преуспела в числе и качестве активных женщин-художниц Европы в период Просвещения.

Это неудивительно, поскольку во Франции насчитывается три основных компонента, необходимых для становления женщин как профессионалов:

  1. Изобилие творческих работников мужского пола.
  2. Достаточно мобильное общество, поощряющее женщин к занятию этой профессией.
  3. Значительный средний класс.

Первый компонент был необходим, поскольку почти все женщины обучались ремеслам в мастерских художников-мужчин. Лишь к концу века все больше женщин учились рисовать в мастерских других женщин, но эта практика была скорее исключением, чем правилом.

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC-reenactor-58558/
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC-reenactor-58558/

Соответственно, число творческих работников-женщин в конкретном населенном пункте или стране было, как правило, пропорционально числу творческих работников мужского пола при условии наличия других необходимых условий.

В течение столетия, когда было произведено 199 200 картин Ватто, Буше, Грез, Шарден, Фрагонар и Давид, можно было ожидать, что Франция родит также пропорционально большое число женщин-художниц. И это верно, действительно, поскольку в XVIII веке Франция вытеснила Италию как культурный центр Европы.

Париж и его окрестности также стали художественной витриной для женщин-художниц.

Второй компонент - социальная мобильность - также сыграл важную роль в мотивации женщин обращаться к кисти и палитре для получения средств к существованию. В таких социально негибких странах, как Россия и Испания, число женщин, ставших специалистами, было небольшим, несмотря на наличие достаточного числа мужчин-художников.

Во Франции социальные условия были благоприятными в восемнадцатом веке, поскольку французское общество предоставило женщинам большую независимость.

Литературные салоны в XVII и XVIII веках уже предоставили небольшому, но влиятельному числу женщин беспрецедентную возможность проявить свои остроумие и литературные таланты. Благодаря этим салонам французские женщины приобрели более высокий авторитет и влияние в обществе. Поэтому неудивительно, что женщин-художниц пригласили в художественные салоны Просвещения.

Широко известны и пользуются всеобщим уважением женщины-художницы, такие как Розальба Камера, Виге-Лебрун и Анжелика Кауффманн. Именно в этом смысле следует понимать высказывание Виге-Лебрана о том, что женщины "правили" во французском обществе до "свержения" революции.

Без третьего ингредиента - значительного среднего класса для покупки произведений искусства и артефактов - мало кто мог бы выжить на конкурентном рынке. Работы покупала в основном торговая, финансовая и профессиональная буржуазия.

Без этой все более значительной группы меценатов искусства число женщин, которые могли бы обеспечивать себя исключительно за счет продажи своих произведений, было бы заметно меньше.

-3