Восемнадцатый век в перспективе
Десятилетие 1970-х годов, несомненно, войдет в историю как период, который стал свидетелем драматического возрождения (можно сказать, революции) в истории женщин-художниц.
Рождение Женской фракции за искусство, Феминистского Художественного Журнала и Центра исторических исследований феминистского искусства, созданного в начале 70-х годов, - это лишь несколько вех в этом движении.
Проведение Международного года женщин в 1975 году стимулировало публикацию библиографических источников, особенно "Женщины-художницы прошлого и настоящего" Викки Линн Хиллс.
Завершая десятилетие, Жермен Грир опубликовала свою всеобъемлющую, но противоречивую "Гонку препятствий", которая, несомненно, вызовет новую волну реакции в 1980-х.
Несмотря на резкий рост интереса к женскому искусству, никто не проводил количественный анализ женщин-художниц того или иного периода. Никто, например, не пытался проанализировать и оценить феноменальный рост числа французских женщин-художниц в эпоху Просвещения.
Именно по этой причине несколько лет назад было начато расследование в отношении женщин-художниц.
Исследование в большей степени посвящено женщинам-художницам как профессиональной группе, чем как отдельным лицам. Этот подход носит как аналитический, так и биографический характер и рассматривает такие вопросы, как:
- причины, по которым в XVIII веке все большее число французских женщин обращались к искусству как к призванию
- из каких экономических классов они вышли
- от кого они обучались ремеслам
- характер их брачных отношений
- и степень их финансового и профессионального успеха в конкуренции с мужчинами-художниками.
Франция, несомненно, преуспела в числе и качестве активных женщин-художниц Европы в период Просвещения.
Это неудивительно, поскольку во Франции насчитывается три основных компонента, необходимых для становления женщин как профессионалов:
- Изобилие творческих работников мужского пола.
- Достаточно мобильное общество, поощряющее женщин к занятию этой профессией.
- Значительный средний класс.
Первый компонент был необходим, поскольку почти все женщины обучались ремеслам в мастерских художников-мужчин. Лишь к концу века все больше женщин учились рисовать в мастерских других женщин, но эта практика была скорее исключением, чем правилом.
Соответственно, число творческих работников-женщин в конкретном населенном пункте или стране было, как правило, пропорционально числу творческих работников мужского пола при условии наличия других необходимых условий.
В течение столетия, когда было произведено 199 200 картин Ватто, Буше, Грез, Шарден, Фрагонар и Давид, можно было ожидать, что Франция родит также пропорционально большое число женщин-художниц. И это верно, действительно, поскольку в XVIII веке Франция вытеснила Италию как культурный центр Европы.
Париж и его окрестности также стали художественной витриной для женщин-художниц.
Второй компонент - социальная мобильность - также сыграл важную роль в мотивации женщин обращаться к кисти и палитре для получения средств к существованию. В таких социально негибких странах, как Россия и Испания, число женщин, ставших специалистами, было небольшим, несмотря на наличие достаточного числа мужчин-художников.
Во Франции социальные условия были благоприятными в восемнадцатом веке, поскольку французское общество предоставило женщинам большую независимость.
Литературные салоны в XVII и XVIII веках уже предоставили небольшому, но влиятельному числу женщин беспрецедентную возможность проявить свои остроумие и литературные таланты. Благодаря этим салонам французские женщины приобрели более высокий авторитет и влияние в обществе. Поэтому неудивительно, что женщин-художниц пригласили в художественные салоны Просвещения.
Широко известны и пользуются всеобщим уважением женщины-художницы, такие как Розальба Камера, Виге-Лебрун и Анжелика Кауффманн. Именно в этом смысле следует понимать высказывание Виге-Лебрана о том, что женщины "правили" во французском обществе до "свержения" революции.
Без третьего ингредиента - значительного среднего класса для покупки произведений искусства и артефактов - мало кто мог бы выжить на конкурентном рынке. Работы покупала в основном торговая, финансовая и профессиональная буржуазия.
Без этой все более значительной группы меценатов искусства число женщин, которые могли бы обеспечивать себя исключительно за счет продажи своих произведений, было бы заметно меньше.