Спросите меня, какое отношение я имею к этому действу, то бишь фестивалю, и я честно отвечу, что не имел абсолютно никакого отношения до пятницы - 31-го октября. Вернее, в этот день я узнал, что оказывается, отношение-то есть, существует и давно.
А началось все с сообщения моей любимой племяшки, что она неожиданно приезжает в Москву на три дня с группой на фестиваль.
Я знаю, что племяшка работает с детишками. Учила их делать мультики.
До сих пор помню весёлый новогодний мультик, созданный в их студии.
Так что известие о её приезде группой в Москву меня нисколько не удивило. Она и во Францию летала с такой же группой.
Не удивило и то, что она будет всё время занята.
(Это естественно, когда привозишь детей. Тут глаз да глаз нужен.)
Но мы всё-таки договорились встретиться на каком-то отборочном туре в
театре Людмилы Рюминой.
Я был там пять лет тому назад, когда мы впервые привезли туда нашего годовалого мужичка на новогоднюю ёлку. Хороший театр. И стоит рядом с метро.
На всякий случай, я осторожно спросил сможет ли она оторваться от детей. И тут выяснилось, что группа - это вовсе не дети, а ансамбль "Мелодия" из нашего Геленджика, а моя родная племянница поёт в этом ансамбле.
ОБАНА!
Залез в интернет, нашел сайт фестиваля ( www.festival-iskusstv.ru ) , дозвонился до организаторов и узнал, что прийти можно и, самое главное, снимать можно!
И в субботу взяв с собой свои старые добрые пентаксы, я поехал на свидание с племяшкой.
Отборочный тур проходил в каком-то маленьком зале театра. В коридорах толпились, ходили, стояли, распевались, переодевались молодые и не очень молодые люди. В этой сумятице нашел родного человека, она показала мне зал и я, устроился в самой серединке, достал камеры и приготовился к самодеятельности.
Обстановка в зале была одновременно и рабочей и какой-то своей, домашней: люди знали друг-друга, знали давно и хорошо, и нравилось то, что они делают.
Режиссер руководил, объяснял, шутил. Звукорежиссер отлаживал звук, колдовал с микрофонами, кто-то репетировал, девочки из Самары ( у них на майках было написано "Самара") возились в углу сцены, собирая какой-то стол со множеством ножек.
Обычная предконцертная суета
Наконец звук был отлажен, собранный девочками стол снят со сцены, так как он мешал танцорам, члены жюри заняли свои места и получили строгие инструкции резать всех безжалостно, так как на гала-концерт, который будет транслироваться на всю страну, должны попасть только самые-самые, лучшие из лучших, а потому, члены жюри слушать будут все номера до конца, никого не прерывая, и не делая никаких поблажек.
Наконец вышел первый певец и начался праздник жизни!
У меня нет ни слуха, ни голоса, ни музыкальной памяти, я не умею петь, но слушать песни люблю, а когда ещё и классно поют..(Кстати, имён артистов тоже не запоминаю.)
Парень пел классно. Что-то из репертуара Гелины Великановой.
Подумал, что это будет фольклор, но вышла певица, певшая на английском так, что тихое очарование от ржи, робкой, целомудренной любви и красивого тенора ушло, утонуло в волнах энергии и задора.
Потом пели другие, хорошо пели, ... но не так, не царапнуло.
Певцов сменили танцевальные коллективы.
Сначала было что-то фееричное, когда объектив не успевал сфокусироваться, а мозг, отвлекшись на проблемы объектива, не успевал следить за сюжетом девочки в красных юбках кружились, изгибались, сплетались и расплетались вокруг какого-то чемоданчика. Это было красиво, очень красиво!
За ним объявили классический танец, что-то связанное с осенью и это действительно был очень грустный и очень красивый, как сама осень, танец-песня.
Как же это было красиво! Но дальше было ещё красивее!
Балерина. Юная и стройная, как та сахарная тростиночка, из песни с диска Тухманова.. Помните? - "сахарная тростиночка, кто тебя в бездну столкнет? чей серп на тебя нацелится, срежет росток? и на какой плантации мельница сотрет тебя в порошок"
И снова сцена превратилась в какой-то фейерверк красок, немыслимых нарядов и красоты.
А потом пели, отбивали чечётку, настала очередь циркового коллектива из Самары и стол был возвращен на сцену...
И всё продолжалось и продолжалось, пока на сцене не появился крепкий мужчина в самом расцвете сил, основательно запакованный в кожу и с каким-то холодным оружием за спиной. Артист оригинального жанра, однако.
Сначала он засунул себе в нос здоровенные гвозди, а свой меч почти что весь - в рот.
Затем пригласил добровольцев. Девушке дал какой-то пакет, который она должна была держать на вытянутой руке, парню -кусок гипсокартона, а третьему добровольцу надел на голову кольцо с укреплённым ананасом.
Сам зажег свечу в стакане, немного поиграл с ней, капая воском на руку, ну а потом, запрокинув лицо, залил воском глаза, завязал их белым бинтом, потом черной лентой, надел на голову чёрный мешок, достал откуда-то из кожи нож-бабочку и пошел к девушке.
Удивительно, но девушка не завизжала и не убежала, и артист оригинального жанра точным ударом ножа распорол пакет, который она держала. Из него посыпался белый порошок. То ли мука, то ли мел. Для пущего эффекта артист с замотанной головой, подставлял под порошок руку и разбрасывал его, как дети бросают песок.
Затем он достал нунчаки, покрутил, пошел на парня с плитой гипсокартона и сильным ударом разбил плиту. (Парень тоже не убежал). Ну а напоследок он достал свой обслюнявленный ранее меч и разрубил на голове третьего добровольца несчастный ананас.
(Я бы на его месте точно убежал!)
После казни ананаса кожаный артист раскланялся и ушел, а вот сцена оказалась загаженной пылью и осколками плиты так, ходить по ней стало проблематично. Пригласили "разговорников", которым ходить не надо, отправив гонца искать уборщиц, а когда те пришли, объявили перерыв.
Когда сцена была вымыта, праздник продолжился. Выступал скрипач. Боже! Что делала скрипка в его руках. Она и плакала и пела, и захватывала душу и куда-то вела, вела, и мучала и радовала и это было прекрасно!
После скрипки выступали другие артисты, выступали классно, но эта скрипка...
Наконец начались выступления фольклорных ансамблей.
Объявили "Ой, то не вечер". Вышли девушки в немыслимо красивых костюмах. И национальных и интернациональных: сарафаны с солярными узорами, узбекские косички, северные обереги и всё это каким-то чудом собрано в единое целое.
И запели девушки "Ой, то не вечер", но запели на английском!
Публика, приготовившаяся услышать знакомые слова, прибалдела, но тут красавица-солистка в мехах, запела на русском! И так они пели то на английском, то на русском, а иногда и одновременно на двух языках. ЭТО НАДО БЫЛО СЛЫШАТЬ! А голос у солистки был такой силы, что, наверное, она могла бы без микрофона петь на стадионе.
Мне стало грустно. Тут такие костюмы, такое исполнение, такая красивая минусовка, а как же наши геленджичане. Скромные девушки в простых кофточках, как одевались когда-то на Кубани, с красными веночками. Что они смогут противопоставить?
Но вышли наши и запели акапелла.
Сначала тихо, потом вдруг песня разлилась, заиграла. Когда-то давно, встречая в книгах фразу "Крестьяне играли песню" я не понимал, как это - играть песню. Играют на музыкальных инструментах, а песни поют! Но потом понял, что играть песню - это играть голосами.
"Мелодия" играла песню и песня, как та скрипка, очаровала зал. Голоса сплетались и расплетались, словно чистые струи в ручье. Песня заполнила, захватила зал, очаровала людей.
Потом было ещё одно такое же сильное выступление.
Нет, не сразу за ними. Сразу пели другие ансамбли, но было такое же сильное выступление, когда люди сидели потрясенные, сжавшись, сдерживая слёзы.
Это было выступление Мастера. Вышла женщина в крестьянской одежде. Только что не подранной, а так - точности, повторяющей одежду крестьянок конца позапрошлого - начала прошлого века. В кинохронике 20-х годов и на старых фотографиях можно увидеть русских крестьянок в такой одежде
Она пела песню-плач о войне. О том, что её жениха забрали на войну, он там погиб, а она осталась одна... Она пела, оплакивая и убитого юношу, чьё тело "белое, румяное" исчезло в войне, и свою горькую судьбу вдовы-невесты...
Пела он так, что люди сидели, сжавшись, сдерживая слёзы и сглатывая комки, закрывающие горло.
После её выступления снова пела весёлая красавица-певица, певшая "Ой-то не вечер", но на этот раз она выступала соло.
Пели казачьи ансамбли, эстрадные коллективы.
Но слушать их уже не хотелось и мы ушли.
А через пару часов племяннице позвонили и сказали, что ансамбль "Мелодия" прошел в финал и будет выступать на гала-концерте с записью на телевидении и в середине декабря вся страна увидит этот концерт.
ПОЗДРАВЛЯЮ, ГЕЛЕНДЖИК! ПОЗДРАВЛЯЮ, "МЕЛОДИЯ"!
Подумалось, что насколько же богата наша страна талантами.
И какую огромную, титаническую работу делают люди - организаторы таких вот фестивалей.
Среди песен и танцев были выступления чтецов. Уже почти забытое искусство. Девочка читала стихи. Немного наивные. О хане Батые и русском умельце, сделавшим для него "Ваньку встаньку". И как бы Батый не старался уложить Ваньку, тот упрямо вставал снова и снова. И в этой игрушке мы все - вот такие мы. Нас гнут, ломают, но мы встаём.....
......
Это действительно про нас
Гнут, ломают нас "звезды" и "короли", навязывая себя, как единственных и неповторимых. И, кажется, что действительно ничего больше у нас не осталось кроме них
Но вот кто-то собирает средства, единомышленников, организует поездки по городам и весям нашей страны и открывает, показывает нам новые лица. Показывая, что есть они - чистые, искренние, неиспорченные деньгами, настоящие звезды.
Не знаю, кто эти организаторы. Кто придумал, пробил и делает эту работу, но огромное им спасибо за их великое дело!
PS
Все фотографии, сделанные на отборочном туре будут в этом альбоме:
https://photos.app.goo.gl/Baex1RVpgQ2FJBpw5