Окончательная трехмерная сетка оцифрованной поверхности Йонзака представляет собой площадь около 2,5 м2 и состоит из более чем 10,3 миллиона вершин.
Она была рассчитана из 75 перекрывающихся облаков точек (сканирование), сформированных в течение 1 дня, включая калибровку и настройку сканера.
Окончательная трехмерная сетка, полученная на основе данных, полученных в Роке де Марсал, также представляет собой площадь около 2,5 м2 и состоит из чуть более чем 9,9 млн. вершин.
Эта сетка была рассчитана из 146 перекрывающихся облаков точек, образовавшихся в течение 2 дней.
Марсальской скале потребовалось больше времени, как это ни парадоксально, из-за увеличенной трехмерности поверхности.
В этом случае было гораздо сложнее систематично расположить сканер, чтобы покрыть эту поверхность.
Последующий опыт работы со сканером на археологических объектах показал, что это является более типичным случаем.
Постобработка данных заняла около 95 ч для Йонзака и 205 ч для Рока де Марсаль.
Около трети этого времени было потрачено на ручное предварительное выравнивание и цветокоррекцию.
Ручная предварительная центровка подразумевает определение, по крайней мере, трех общих точек при сканировании внахлест на два скана.
После определения этих точек можно использовать наиболее подходящий алгоритм для улучшения выравнивания перед объединением сканов.
Очевидно, что процесс слияния необходим для получения полного 3D-представления, но одним из положительных результатов является то, что избыточные данные от перекрывающихся сканирований отбрасываются, уменьшая таким образом размер всего набора данных.
Как упоминалось в прошлой статье, именно этот сканер оценивает качество 3D-данных в каждой точке сканирования.
Таким образом, при объединении сканирований программное обеспечение может отбрасывать данные более низкого качества в перекрывающихся областях.
К счастью, как только точки предварительной выверки будут определены вручную, остальные этапы процесса слияния могут быть выполнены без надзора, что означает, что значительная часть времени обработки данных не требует присутствия человека.
Двумя основными проблемами, с которыми исследователи столкнулись в этой работе, были:
- расположение сканера
- управление освещением
Что касается освещения, то в каждом случае они были вынуждены использовать черный брезент, чтобы полностью или почти полностью блокировать окружающий свет.
При ярком свете сканер просто не работает, так как не может точно определить и измерить проецируемую картину на археологическую поверхность.
Скорее всего, прибор смог бы собрать 3D-данные в условиях пониженного освещения Рока де Марсаль, где ученые находились в пещере.
Однако даже в пещере свет менялся в течение дня, и, учитывая, сколько времени потребовалось для выполнения этой работы, в конечном счете, они работали ночью.
Это означало, что было бы очень трудно отрегулировать скорость и диафрагму камеры для поддержания постоянной экспозиции во всех снимках, которые они проводили на каждой поверхности.
В результате, когда археологи объединили сканы, у них возникли бы дополнительные трудности, чтобы избежать очевидных, видимых различий в освещении между окончательно объединенными изображениями, что, в худшем случае, может привести к разновидности работы в одеяле с различной интенсивностью света.
Так, как на Марсальской скале, так и на Йонзаке они предприняли специальные шаги, чтобы уменьшить окружающий свет почти до полной темноты.
В других местах это может быть труднодостижимо, и это, безусловно, может оказать влияние на остальную часть раскопок.