Как мы знаем, в 1939-1942 гг немецкие танковые части добивались потрясающих успехов как в наступлении, так и в обороне. Причем они не обладали самыми бронированными и сильно вооруженными танками, неуязвимыми для артиллерии. Наоборот, им порой приходилось с такими танками сражаться. Позже, в 1943-45 гг. немецкие танковые части все еще оставались грозным противником, причем даже в тех случаях, когда непосредственно танков в них были считанные единицы. Причин этому несколько:
- Оперативные. Немцы грамотно выбирали направления ударов, скрытно концентрировали большие массы людей и техники и затем решительно наступали, окружая и уничтожая армии противника, либо заставляя противника прервать наступление. В тех случаях, когда направление или наряд сил не соответствовали обстановке, успехи обычно были сугубо тактические.
2. Тактические. Немецкое командование уделяло особое внимание подготовке правильной тактики и обучению как отдельных солдат и офицеров, так и соединений в целом.
3. Технические. Немцами были разработаны массовые, адекватные времени и технически надежные танки, САУ, грузовики и тягачи. В более поздние периоды немецкие танки несколько утратили былую надежность, но существенно нарастили боевую мощь.
4. Организационные. Германские подвижные соединения были грамотно организованы и правильно оснащены. Именно на последних двух пунктах я и хотел бы остановиться подробнее.
Танковая дивизия – это далеко не только танки, и именно в этом было важное преимущество немецкой танковой дивизии. Успех действий дивизии строился на взаимодействии танков, мотопехоты, артиллерии, разведки, саперных частей, частей снабжения и усиления (немаловажным было и взаимодействие с авиацией, но в состав соединения она не входила). Рассмотрим эти части:
- Мотопехота. В германской танковой дивизии было достаточно много пехоты. Около 5 батальонов (в пехотной дивизии было 6 - 9 батальонов) приходилось на два (иногда три) батальона танков. При этом мотопехота имела специальную подготовку для действий совместно с танками. Мотопехота перевозилась на грузовиках, атаковала в пешем порядке (батальон на БТР мог атаковать не спешиваясь). Одна или несколько рот, а позже батальон, оснащались полугусеничными бронетранспортерами (по штату, в реальности это зависело от наличия БТР-ов), что позволяло им следовать за танками в глубине прорванной обороны. БТР-ы делали пехоту подвижной, нечувствительной к бездорожью, стрелково-пулеметному огню и осколкам снарядов и минометных мин. Под прикрытием брони БТР пехота могла прорваться в глубину и занять важный узел дорог или населенный пункт, чего сами танки, без пехоты, сделать не могут. Часть БТР имела 37-мм или 75-мм пушки для огневой поддержки пехоты, также на базе БТР были 81-мм минометы, 280-мм реактивные минометы. Мотопехотное отделение из девяти человек на БТР-е могло иметь в сумме (вместе с БТР-ом) три пулемета.
2. Артиллерия. Германская армия отличалась особым вниманием к артиллерии. Задолго до войны Германия создала серию полугусеничных тягачей для артиллерийских орудий, которые обеспечивали орудиям высочайшую подвижность, в том числе вне дорог. Это позволило орудиям не отставать от танков на марше и всегда обеспечивать поддержку огнем. Немецкие танковые дивизии обычно имели 105-мм легкие гаубицы (масса снаряда примерно 15 кг) и 150-мм тяжелые гаубицы (масса снаряда примерно 45 кг), иногда также 105-мм пушки для стрельбы на большие дистанции. Танковым корпусам придавались дополнительные гаубицы, 105-мм пушки, 150-мм пушки и 210-мм мортиры-гаубицы, а по некоторым данным даже 240-мм пушки, в зависимости от наличия и возможности (пушка от гаубицы отличается большей дальностью стрельбы, но при этом сложнее и тяжелее, гаубица имеет более крутую траекторию полета снаряда, мортира имеет наименьшую дальность стрельбы, но при этом возможность стрелять по очень крутой навесной траектории). Кроме тяжелой артиллерии в дивизиях имелись 88-мм зенитные пушки, способные также бороться с тяжелыми танками, 37-мм и 20-мм зенитные автоматические пушки, 37-мм, 50-мм и 75-мм противотанковые орудия. Все эти орудия использовали полугусеничные тягачи для транспортировки, в некоторых случаях тягачом мог даже быть специальный полугусеничный БТР (для 105-мм гаубиц, противотанковых орудий и пехотных орудий), иногда орудие, чаще всего зенитный автомат, не буксировалось, а устанавливалось на шасси тягача. В дальнейшем в дивизиях также появились самоходные 75-мм и 88-мм ПТО на легко бронированном гусеничном шасси (от легкого или среднего танка), 105-мм и 150-мм гаубицы на тех же танковых шасси. Такие самоходные орудия могли двигаться в одних порядках с танками во всех случаях, кроме атаки непосредственно линии обороны неприятеля. Также немецкая мотопехота имела бронированные самоходные минометы и РСЗО (реактивные системы залпового огня) на шасси БТР. Наличие большого количества артиллерии с высокой подвижностью позволяло танковым дивизиям быстро подавлять сопротивление в глубине обороны или уничтожать артиллерию противника, препятствующую продвижению вперед.
3. Разведка. В германских дивизиях был свой разведывательный батальон, оснащенный бронеавтомобилями повышенной проходимости с очень высокой подвижностью, вооруженными 20-мм автоматическими пушками и 75-мм пушками. В батальоне могли быть полугусеничные бронемашины (для особо сложных дорожных условий) и даже танки (серийно выпускались специальные танки для разведбатальонов). Помимо боевых машин, в батальоне также были БТР. В целом разведывательный батальон представлял из себя полностью моторизованный мотопехотный батальон, посаженный на БТР-ы, со своей артиллерией и минометами (часть на базе БТР). Важным отличием от обычного моторизованного батальона были бронеавтомобили.
4. Саперные части. В танковых дивизиях обязательно были свои саперные части с полугусеничными тягачами и БТР, мостами, а также частями прикрытия. Это позволяло саперам не отставать от передовых частей и обеспечивать их без задержек. Саперные части нужны для разминирования, минирования, обеспечения переправ через реки, овраги, строительства заграждений и разрушения заграждений, построенных противником, обустройства оборонительных сооружений и линий и т. п. Саперные части существенно повышают скорость движения своих частей и замедляют части противника.
5. Снабжение. В танковых дивизиях части снабжения имели специальные бронированные транспортеры боеприпасов (гусеничные и полугусеничные), полугусеничные тягачи и грузовики, полноприводные, а позже и полностью гусеничные грузовики. Были разработаны специальные ремонтно-эвакуационные машины для эвакуации и ремонта поврежденных танков и машин, в том числе бронированные (на базе танков). Это обеспечивало действия дивизии независимо от условий местности (в определенных, естественно, пределах).
6. Части усиления (дивизионные, корпусные, армейские). При необходимости танковым соединениям и объединениям (корпусам, армиям) могут придаваться дополнительные части, например артиллерийские дивизионы, в том числе противотанковые, дивизионы самоходных ПТО (противотанковых орудий), штурмовых орудий, саперные части (например понтонные переправы, дополнительные сборные мосты, подразделения телеуправляемых саперных танкеток и самоходных взрывных устройств разминирования) и т.п.
Такая организация позволяла танкам постоянно иметь поддержку своих частей мотопехоты, артиллерии и обеспечения, которые были способны не только организационно, но и технически сопровождать танки в бою, в глубине обороны, при маршах и на оперативном просторе. При этом даже при полном отсутствии танков, танковая дивизия обладала солидной ударной мощью и подвижностью за счет боевых машин поддержки пехоты на базе БТР, самих БТР, самоходной артиллерии и артиллерии на механической тяге.
Примерный состав немецкой танковой дивизии по штатам:
личный состав — 14 - 16 000 чел.
танки — 150 - 200 шт
штурмовые орудия — примерно 40 - 50 шт, но могло не быть вообще, зависит от штата.
бронемашины — примерно 20 - 40 шт
бронетранспортеры — примерно 150 - 250 шт
орудия и минометы — 120 — 200 шт
автомобили — 2000 — 3000 шт
тягачи — 120 — 200 шт
Цифры примерные, так как штатов для дивизий и входящих в них частей было много и они постоянно менялись. Реальная же численность дивизии вообще трудно предсказуема. В сражениях весны 1944-го немецкие дивизии нередко едва ли могли выставить десять танков каждая, а порой количество исправных танков в дивизии составляло две или три единицы. Вследствие постоянных отступлений, начавшихся с лета 1943-го, большинство дивизий были в том или ином некомплекте, и не только по танкам. То же самое касается и советских танковых и механизированных корпусов. Даже успешные наступательные действия не проходят без потерь. Однако время от времени в бой бросались соединения, находившиеся на переформировании и пополнении, с близкой к штатной численностью.
Практика показывает, что сравнивание голых чисел наличия танков и их параметров ничего не говорит о силе армий. Для эффективных действий, танки (как и практически любое средство) должны быть объединены в грамотно организованные структуры, обеспеченные техническими средствами и всесторонне подготовленные. Без этого даже многочисленные танки будут просто напросто потеряны, во многих случаях даже не успев вступить в бой. Одновременно с этим грамотно сформированные и оснащенные танковые соединения (дивизии) сохраняют существенную ударную силу даже при условии полного отсутствия в них исправных танков.
Илинич Виталий.
https://vk.com/fretless.plague. Личная страничка автора.
https://vk.com/logicofwar. Мой авторский паблик по истории и военному делу. В нем вы найдете эту и многие другие мои статьи.
https://vk.com/catx2. Коллективный исторический паблик авторов. Там есть всё.
Поддержать автора добровольным пожертвованием:
Карта Сбера — 4274 3200 4894 6258