В накрывшем с головой мировую рок-сцену вале коммерческого сладкоголосого "дамского готик-метала" трудно быть оригинальным – ведь Nightwish только один… Тем не менее, голландскому секстету Within Temptation удалось, причем совершенно заслуженно, получить свою долю успеха практически на том же поприще, но только с куда менее общедоступным материалом: как-никак, рок-сооблазнители во главе с неординарной сопрано-вокалисткой Шэрон дель Адель (Sharon del Adel) прибыли к нам из самых глубин европейского металлического андерграуннда еще летом 1997-го. Тем не менее уже второй альбом группы, "Mother Earth" (2000) заставил говорить о Within Temptation как о ярчайших европейских звездах субстиля. А третья работа, альбом "Silent Force" (2004) получил признание у более чем широкой аудитории – любой сумрачной готической юнице в России теперь милы не только Nightwish или Evenescence, но и наши герои. Нужны доказательства – пожалуйста: "Silent Force" удостоился высочайших оценок в нашем журнале, а композиции с него регулярно входят в наш собственный чарт "Свое радио". И вот наконец-то мы добились интервью с вечно занятой группой, однако когда наш автор дозвонился до Амстердама, он обнаружил на другом конце линии не Шэрон, а ее мужа – гитариста и в некотором смысле идеолога Within Temptation Роберта Вестерхольта (Robert Westerholt)…
PLAY: 22 июля Within Temptation будет хедлайнерами необычного рок-фестиваля Java Rock Festival, который пройдет прямо в центре Амстердама. Надеетесь ли вы, что подобный фестиваль сможет стать традиционным и составить конкуренцию такому известному голландскому фестивалю, как Dymano Open Air?
Роберт Вестерхольт: Вообще-то эта концертная площадка для нас не новая – мы там уже играли год назад. Но сейчас мы решили сыграть хороший, большой концерт – даже и не просто концерт, а практически рок-фестиваль. Это своего рода сюрприз для наших европейских и, в особенности, голландских поклонников. Ты же понимаешь, что Голландия – страна маленькая, и по ней настоящего турне не устроишь. Это ведь все равно, что ехать в турне по собственной квартире! Вот наши поклонники со всей страны и соберутся на концерт, причем это будет наш самый большой хедлайн-концерт в истории группы – мы ждем, что на него приедет не менее 10 000 человек. А открывать для нас будет группа Epica – я лично считаю, что у этих ребят большое будущее, и чем больше народу увидит и услышит их – тем лучше. Что же касается конкуренции другим рок-фестивалям, то о ней мы вообще не думаем. Возможно, что Java Rock Festival и станет традиционным, но он просто будет дополнять те же фестивали Dymano Open Air, Pink Pop или Bospop. Чем больше фестивалей – тем лучше!
PLAY: Почему именно в Голландии в наши дни существует так много интересных готик-металлических составов с женским вокалом – кроме вас, это The Gathering, After Forever, Epica…
РВ: Здесь кое-что совпало: во-первых, успех The Gathering в середине 90-х заставил многих музыкантов сочинять и исполнять именно подобный немного мрачноватый материал, и именно с поющими девушками. Да и фирмы грамзаписи очень активно искали "вторых The Gathering" и, наверное, не прекратили этих поисков до сих пор. Что же касается меня, то я всегда был поклонником The Gathering, и считаю, что их первый альбом "Always…" (1992) – одна из лучших пластинок в современном хэви-метале. Может быть, дело здесь еще и в традициях нашей сцены – ты, наверное, и сам знаешь, что одной из самых успешных голландских групп за всю историю рок-н-ролла была Shokin' Blue, а там пела именно девушка…
PLAY: Как Within Temptation удалось так быстро подняться с андерграундного уровня на уровень общеевропейской рок-сенсации?
РВ: Для группы из маленькой страны всегда очень трудно стать настоящими рок-звездами – но нам повезло. Повезло, что наш первый альбом "Enter" (1997) произвел настоящую сенсацию среди журналистов и упертых поклонников готик-рока по всей Европе, и этот успех так вдохновил нас, что уже со вторым CD "Mother Earth" мы попали во все европейские коммерческие чартс, причем не на последние места. Оглядываясь назад, я вижу, что мы и вправду записали очень сильный альбом – не зря ж его переиздают уже в третий раз. А с "Silent Force" нам удалось создать такой альбом, в музыке которого находит что-то свое каждый слушатель, в какой бы стране он не жил – мне не раз говорили об этом…
PLAY: Не думаешь ли ты, что секретом успеха Within Temptation в Европе стал именно очень специфический звук группы, вообще характерный для голландских составов?
РВ: Я никогда не задумывался над тем, как должны в точности звучать песни Within Temptation. Ведь музыка – это волшебство: ты просто сочиняешь и играешь ее, и она начинает жить своей собственной жизнью. И я не очень задумывался над тем, насколько наша группа традиционна по звучанию именно для Голландии, но если даже журналисты из России считают так – что ж, это прекрасно.
PLAY: А насколько традиции голландской рок-музыки влияют на композиторскую манеру музыкантов Within Temptation?
РВ: Я не могу назвать себя таким уж гигантским знатоком голландской рок-музыки, да и музыканты в группе – тоже, поэтому я отвечу хитро. Да, мы наследники этих традиций, и вот в каком смысле: как и у любой успешной группы, да и не обязательно даже голландской, у нас вечно нет времени на то, чтобы писать новый материал! Ведь успех подразумевает постоянные выступления – в собственных турне, на фестивалях, на телевидении и радио…
PLAY: А ты никогда не задумывался над тем, что корни специфики голландской рок-музыки – именно в особенностях истории и национального характера жителей страны?
РВ: Нет, я так не думаю. Все-таки современная Голландия – очень безопасная в смысле повседневной жизни страна, и у нас не происходит ничего такого, что бы заставляло меня все время писать песни. Вот если бы я жил, скажем, в Сербии или где-то в Африке, я бы наверняка был более продуктивен как композитор!
PLAY: Within Temptation сотрудничает с такими правозащитными организациями, как Amnesty International и WarChild. Как было принято решение о подобном сотрудничестве?
РВ: На самом деле их представители просто обратились ко мне, когда Within Temptation стала достаточно известной группой в масштабе Европы и предложили работать с ними. Я с гигантским уважением отношусь к людям, борющимся за гражданские права, и оттого наша группа решила поддерживать их. Если я и мои музыканты можем сделать чью-то жизнь лучше, то как же можно отказываться от подобного сотрудничества?
LAY: Как вам пришла в голову идея задействовать на записи альбома "Silent Force" классический оркестр и хор из Москвы?
РВ: Музыкальный материал Within Temptation всегда определенным образом отсылал к классической музыке – ведь мы были поклонниками европейской камерной музыки, и в партиях клавишных у нас всегда проскакивало что-то такое… классическое и несовременное. Да, мы всегда хотели записаться с настоящим оркестром и хором, но у нас просто не было денег на подобный эксперимент! А после успеха альбома "Mother Earth" нам был предоставлен приличный студийный бюджет, и наша мечта сбылась: продюсеры альбома съездили в Москву, сумели договориться о записи и привезли готовые оркестровые и хоровые партии в Голландию. Еще раз скажу, что для нас использование настоящего хоря и оркестра – не просто коммерческий трюк, нам действительно по душе подобный синтез классики и жестких гитар.
PLAY: А ты сам-то бывал в Москве хоть раз?
РВ: Нет! Но я очень хотел бы, чтобы Within Temptation выступили в Москве – мне говорили, что группа пользуется у вас изрядным успехом.
PLAY: И, кстати, раз уж мы заговорили о классической музыке – есть ли у Шэрон дель Адель классическое музыкальное образование?
РВ: Как ни странно, нет – до Within Temptation Шэрон пела лишь в других рок-группах, и очень недолго работала в кабаре. Конечно, когда она училась в музыкальной школе, она пела там оперные фрагменты, но серьезной работы на этом поприще у нее не было. Я считаю, что Шарон пользуется своим голосом скорее интуитивно, но в синтезе с музыки нашей группы ее импровизационность срабатывает отлично.
PLAY: Сможет ли Within Temptation добиться такого же успеха в Америке, как и в Европе?
РВ: Честно говоря, успех Within Temptation в Америке не является нашим приоритетом. У нас изрядное число поклонников именно в Европе, а вздумай мы покорять Америку – это бы означало, что несколько лет подряд мы должны были не вылезать из турне по США, и в результате в Европе нас просто забыли бы. Мы не готовы идти на такие жертвы, мы не готовы похоронить свою европейскую карьеру ради сомнительных достижения на другом берегу Атлантики. Мы будем очень рады, если и в Америке Within Temptation неожиданно станут популярны, но мы не собираемся форсировать события в этом направлении. Лучше подождем.
PLAY: А кто вообще придумал название группы Within Temptation?
РВ: Мы придумали его всей группой в ходе мозгового штурма, который длился едва ли не всю ночь. Мы как раз записали свое первое кассетное демо, и нам нужно было придумать название для собственной группы. Мы сидели за столом и писали на листе бумаги слова и словосочетания, которые должны были соответствовать нашей музыке – холодной, атмосферной, может быть – загадочной… Я уже и не помню, кто первый из группы придумал название Within Temptation: помню только, что сначала мы изобрели себе имя Temptation, но потом вовремя вспомнили об американской вокальной группе The Temptations. И мы решили усложнить свое название, чтобы оно оказалось таким же загадочным и чарующим, как сама наша музыка. Я думаю, многие согласятся с тем, что песни Within Temptation способны соблазнить слушателя!
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •