Найти тему
Светлана Рычкова

Фрида Булгакова

О том, как некоторые религиозные фанатики возомнили себя литературоведами,
или стоит ли со своим уставом ходить в чужой монастырь.

Мало мне было от одного здешнего френда статьи-хулы какого-то почитаемого многими православного проповедника на книгу "Мастер и Маргарита". Я тогда воздух попинала-повозмущалась, подруги меня поддержали-утешили, и как-то я постепенно - через недельку - отошла. Мало. Нынче вот снова прочла у одной милейшей вконтактной френдессы на стене вот такую дешевую отповедь и снова ярость благородная у меня вскипела, как волна. Ну, невозможно не вскипеть. Читайте бред:

"Мнение А. Кураева очень жестко к содержанию главного булгаковского романа и особенно - к образу Маргариты: "И как несправедливы бывают наказания Воланда, так же немотивированны и его амнистии.
Главный Иуда московского сюжета – Алоизий Могарыч – нимало не изменившись, преуспевает и после встречи с Воландом, став директором театра варьете.
А что такого «в эту ночь» совершил Коровьев, чтобы обрести преображение?

Хорошо ли, что Фрида получает возможность забыть свой страшный грех (убийство ребенка)? Разве она действительно изменилась? Где следы ее раскаяния? Она ненавидит свою тюрьму, а не свое преступление.
Вспомним, как Коровьев представляет ее – «А вот это – скучная женщина, обожает балы, все мечтает пожаловаться на свой платок». Глаза у Фриды «беспокойные, назойливые, мрачные». Еще один ее портрет – «одно совершенно пьяное женское лицо с бессмысленными, но и в бессмысленности умоляющими глазами».
«– Я счастлива, королева-хозяйка, быть приглашенной на великий бал полнолуния. – А я, – ответила ей Маргарита, – рада вас видеть. Очень рада. Любите ли вы шампанское? – Я люблю. – Так вы напейтесь сегодня пьяной, Фрида, и ни о чем не думайте».
До чего же пошлый разговор. И мерзкий совет той, которая носит имя Маргариты (гетевская Маргарита сама утопила своего ребенка, но зато и сама же осудила себя на казнь, отказалась бежать из тюрьмы, в покаянии приняла кончину и была взята на Небеса). Плюнуть на свой грех и забыть, а совесть затопить в шампанском – вот уровень нравственного мышления той ведьмы, в которой некоторые литературоведы видят чуть ли не воплощение «русской души»… Хуже совета Маргариты только песенка из мультфильма про Чебурашку (сказка дивная и мультяшка хорошая. Но вот песенка…): «Если мы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист. К новым приключениям спешим, друзья. Эй, прибавь-ка ходу, машинист!». И хорошо ли вообще, что слишком многие герои романа (и Пилат, и Мастер, и Иван) стараются избавиться от мук совести?..
Воланд их в этом поддерживает. И свой произвол, сочетающий немотивированную снисходительность со столь же безосновательной жестокостью, он считает законом".
Андрей Кураев
«Мастер и Маргарита»: За Христа или против? "

Сначала спущу воздух: Текст Кураева – вырванный из контекста тн "этический" околоправославный императив, примитивный и тупой в своей прямолинейности и в жутчайшем искажении замысла автора – его идеи. Здесь только черное и белое – преступление и наказание, вне философии, исповедуемой Булгаковым (читай: вне герменевтики) и обще-романного смысла, его настроения. Я не хочу прослыть релятивистом - упаси Кришна, я просто хочу сказать, что у Булгакова - более тонкий механизм мироустройства, нежели нам навязывают православные "этики", в том числе - многоуровневая, многоступенчатая, а не дубово-черно-белая, тн "земная" (читай - как у православных фанатиков), "человеческая" система наказаний и поощрений согрешившей души – у Бога, скажем так, несколько все сложнее. И Булгаков как мастер-интуитивист эту систему как нельзя точно улавливает, в этом и есть гениальность романа.

Теперь разберу текст Кураева по кускам (ой, держите меня! Эмоции негодования захлестывают!):

И как несправедливы бывают наказания Воланда, так же немотивированны и его амнистии.
Главный Иуда московского сюжета – Алоизий Могарыч – нимало не изменившись, преуспевает и после встречи с Воландом, став директором театра варьете.
А что такого «в эту ночь» совершил Коровьев, чтобы обрести преображение?

- Да мало ли кем стал Могарыч в земном воплощении))) вот просто ха-ха))) продолжает грешить, работая в варьете - отличное наказание! Вот что с ним будет после ещё горы варьетешных грехов - там оёёй...

- Коровьев "в эту ночь" ничего не должен был совершать героического. Он умильно и нагло шутил, как и тогда, когда пошутил неловко...но он служил Мессиру. Большего от него не требовалось для преображения. Заслуга - в служении. Есть подозрение, что Кураеву этот термин неизвестен, до него навряд ли дойдет, что служа Сатане мелкий бес получает возможность отработки кармы - чудовищное ж что-то)))

Хорошо ли, что Фрида получает возможность забыть свой страшный грех (убийство ребенка)? Разве она действительно изменилась? Где следы ее раскаяния? Она ненавидит свою тюрьму, а не свое преступление.
Вспомним, как Коровьев представляет ее – «А вот это – скучная женщина, обожает балы, все мечтает пожаловаться на свой платок». Глаза у Фриды «беспокойные, назойливые, мрачные». Еще один ее портрет – «одно совершенно пьяное женское лицо с бессмысленными, но и в бессмысленности умоляющими глазами».
«– Я счастлива, королева-хозяйка, быть приглашенной на великий бал полнолуния. – А я, – ответила ей Маргарита, – рада вас видеть. Очень рада. Любите ли вы шампанское? – Я люблю. – Так вы напейтесь сегодня пьяной, Фрида, и ни о чем не думайте».
До чего же пошлый разговор. И мерзкий совет той, которая носит имя Маргариты (гетевская Маргарита сама утопила своего ребенка, но зато и сама же осудила себя на казнь, отказалась бежать из тюрьмы, в покаянии приняла кончину и была взята на Небеса). Плюнуть на свой грех и забыть, а совесть затопить в шампанском – вот уровень нравственного мышления той ведьмы, в которой некоторые литературоведы видят чуть ли не воплощение «русской души»… Хуже совета Маргариты только песенка из мультфильма про Чебурашку (сказка дивная и мультяшка хорошая. Но вот песенка…): «Если мы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист. К новым приключениям спешим, друзья. Эй, прибавь-ка ходу, машинист!». И хорошо ли вообще, что слишком многие герои романа (и Пилат, и Мастер, и Иван) стараются избавиться от мук совести?..
Воланд их в этом поддерживает. И свой произвол, сочетающий немотивированную снисходительность со столь же безосновательной жестокостью, он считает законом"

- Какие могут быть "следы раскаяния" у Фриды?! Она что - верующая, она может заниматься саморефлексией?! Это темная тупая служаночка, изнасилованная хозяином, по темноте своей и из страха перед будущим закопавшая ребенка. Это как девочка у Чехова, которая так хотела спать, что задушила орущего хозяйского ребенка - человек, живущий на инстинктах, забитый и запуганный, практически животное, обладающее речью и небольшим умением понимать команды. Чего хочет Кураев от этой Фриды? Существо и в загробной адской жизни продолжают пугать, подбрасывая ему платок-напоминание о преступлении. Собака тоже страдает, если её постоянно бьют, и чувствует облегчение, когда перестают бить. Вот и Фриде Маргарита подарила облегчение - Фриде не будут подбрасывать платок, ей как собаке дали амнистию, предложили напиться - забыть о беспокойстве. Но станет ли Фрида счастливой в забвении? Конечно, нет. Как можно быть счастливым в алкогольным опьянении, когда в голове - муть? Это только иллюзия счастья. Фриде Маргарита (исполняя волю Воланда, исполняющего волю Всевышнего) дает безличностное освобождение от мук, равное алкогольному "счастью". Это - отдых, некое "подвешенное" состояние, после которого Фрида с её недоразумной сущностью родится ещё и ещё, будет снова и снова страдать и, возможно, совершать отвратительное, пока не случится что-то (а именно - милость Господа). когда она повернется к свету и разуму. Это - произойдет с Фридой, как и со всякой душой, но не теперь. Пока - просто пьяное забвение. На данном этапе она достойна только такого поощрения. Маргарита в этом - великолепно права, а Кураев несет тупую в своей незадачливой прямолинейности "этическую" чушь. Ну, не учили потому как православных тому, что есть безличностное освобождение и карма. А без этих философских категорий текст Булгакова трудно объясним.

- Ну и обвинение Маргариты и ссылка на гетевскую (что есть абсолютно персонаж из полисемичного контекста) и там хула на тех что Маргарита никак не может быть воплощением "русской души" (а что есть русская душа? Не выдумка ли философов-типологистов? Душа - вне национальности) - тоже нелепая, притянутая за уши инсинуация. Да, Маргарита стала ведьмой от горя - это по-русски. Но какого горя? Она хочет спасти Мастера, вытащить из бремени безумия - очистить от этой тяжелой кармы - его гений. Это акт самопожертвования в пользу служения любимому мужчине (а он для женщины - представитель Бога). Где здесь, скажите пожалуйста, избавление от мук совести? И каким местом вообще эти муки сюда притянуты? И зачем они Пилату, Мастеру, Ивану?!Какого они свойства? "Согрешил - покайся?" Ну, скорее всего, для Кураева это - так. Раз гетевская Маргарита покаялась и обрекла себя на казнь - и это есть хорошо для всех. Ну, не спорю - хорошо. Но булгаковская Маргарита ребенка не убивала. Фриде дала уместное прощение. Грех у неё один - не ушла вовремя от мужа. Получила сполна за него - моментальную отработку. Иван и Пилат в чем должны раскаяться? Ну, раз Кураев об их грехах не пишет, я тоже писать не буду. Могла бы, но когда "критик" обвиняет голословно - с какой стати ему противоречить доказательно?! И Воланда (полубога, исполняющего Волю Господа) Кураев со своей высочайшей колокольни обвиняет. Ну. не сказали человечку, что полубогов хулить - себе хуже, Ой, огребет Кураев за такие свои слова от Воланда-Шивы_Ямараджа - мало не покажется...

Если хотите (хотя это и так очевидно), могу лишь здесь сказать - "произвол, сочетающий немотивированную снисходительность со столь же безосновательной жестокостью" - фраза в корне неверная. Нет у Булгакова произвола. Есть лишь выполнение Воландом Воли Бога, по Его плану. И тн снисходительность, и жестокость - отлично объяснимы с ведической тз. Могу вам вот просто каждый сюжетных ход разжевать и убедить, что всё как нельзя обоснованно и закономерно у Булгакова - нет изъяна. Роман гениален. Собственно, тогда придется анализировать каждую главу романа, а у меня нет - увы - на это времени. Пока. Засим раскланиваюсь.