Окончание первой мировой войны страны-победители встретили с огромными боевыми флотами,стапелями,забитыми строящимися кораблями ,да еще и с трофеями австро-германского флота. А новой войны пока не ожидалось. Пришлось резать. Под нож ушли почти все трофеи,большинство недостроек и часть не прослуживших еще и десятка лет дредноутов. Реальный бенефициар мировой бойни-Соединенные Штаты Америки после войны ориентировались на двух вероятных противников-Британскую империю,которая по прежнему своей огромной тушей заслоняла "граду-на -холме" вид на солнце ,и бурно растущую,но оставшуюся по итогам войны крайне неудовлетворенной,Японию.
Достигнутое в 1922 г. в Вашингтоне морское соглашение на пару десятилетий сбило накал линкорной гонки,но перенесло акцент на крейсера.
Ограничения на развитие класса крейсеров соглашением были наложены исходя из нежелания Великобритании расставаться со своими современными крейсерами типа "Хокинс". Соответственно под них и подрехтовали верхнюю планку-10 000 тонн водоизмещения и 203 мм главный калибр артиллерии.
"Хокинсы"для своего времени оказались самыми сильными крейсерами в мире.И англичан это устраивало-они по прежнему сильно опасались за коммуникации,которые связывали империю и давали ей жизнь.Американцев же существование империи,которая ограничивала их собственные торговые интересы на половине земного шара никак не нравилось.
Новым крейсерам США предстояло превзойти и "Хокинсы" и крейсера тихоокеанского конкурента-Японии. Особенности обоих театров военных действий диктовали и требования по дальности и мореходности- два серьезных океана-это вам не курортное Средиземноморье.
Проекты крейсеров с 203 мм артиллерией американцы начали разрабатывать с 1919,но к практическому варианту подошли к середине 20-х. Вооружение-10 203 мм орудий,скорость 31,2 узла и больше 1000 тонн брони. Бронирование относительно неплохо защищало от 152 мм снарядов,а вот 203 мм пробивали пояс со 120 кбл, а палубу-с 80. При этом,несмотря на долгие проектные работы ,качество проекта было невысоким. Реально корабли получились сильно недогруженными (ну вот ,у каждого свои проблемы))).
Всего по проекту построили два крейсера – Pensacola и Salt Lake City. Первоначально корабли классифицировались как лёгкие крейсеры CL-24 и CL-25, а 1 июля 1931 года их переклассифицировали в тяжёлые крейсеры CА-24 и CА-25. При их создании американцы исходили из убеждения, что вражеские корабли с 152-мм орудиями(эсминцы,легкие крейсера) они будут уничтожать на больших дистанциях, а от боёв с линкорами крейсер сможет уклоняться за счёт преимущества в скорости. В результате родился проект хорошо вооружённых, скоростных кораблей с большой автономностью, но ослабленным бронированием.
«Пенсакола» USS Pensacola (CA-24) — заложен 27 октября 1926 г., спущен на воду 25 апреля 1929 г., вошёл в строй 6 февраля 1930 г. Потоплен в 1946 году у атолла Бикини в процессе испытаний атомных бомб. Списан 26.8.46
«Солт-Лейк-Сити» USS Salt Lake City (CA-25) — заложен 9 июня 1927 г., спущен на воду 23 января 1929 г., вошёл в строй 11 декабря 1929 г. Потоплен в 1946 году у атолла Бикини в процессе испытаний атомных бомб. Списан 29.8.46
Водоизмещение- «Пенсакола» стандартное 9100 тонн, полное — 12 050 тонн. «Солт-Лейк-Сити» -стандартное 9097 тонн, полное — 11 512 тонн. Длина 178,5 м. Ширина 19,8 м. Осадка 5,9 м .
Бронирование-Пояс — 63,5…102 мм;
траверзы — 63,5…25 мм;
палуба — 25…45 мм;
башни — 63,5…19 мм;
барбеты — 19 мм;
рубка — 32 мм
Двигатели- 4 ТЗА,107 000 л. с. ,Движитель- 4 винта, Скорость хода 32,5 узла .Дальность плавания10 000 морских миль( на 15-узлах). Экипаж 653 человека.
Вооружение- 2 × 3 и 2 × 2 — 203-мм/55, Зенитная артиллерия- 4 × 1 — 127-мм/25, 8 × 1 — 12,7-мм пулемётов. Минно-торпедное вооружение- 2×3 533 мм ТА .Авиационная группа- 2 катапульты, 4 гидросамолёта
Тактико-технические характеристики по состоянию на 1941 год
Водоизмещение : «Пенсакола» — стандартное 9805 дл. тонн, полное — 12 321 дл. тонны.,«Солт-Лейк-Сити» — стандартное 10 051 дл. тонн, полное — 12 716 дл. тонн.
Размерения — 173,7/178,5×19,9×5,9 метра, Двигатели- 4 ТЗА, 107 000 л. с.,Скорость — 32,5 узла.,дальность плавания — 7460 миль (на 14-узлах).
Бронирование: пояс — 63,5 — 102 мм; траверзы — 63,5 — 25 мм; палуба — 25 — 45 мм; башни — 63,5 — 19 мм; барбеты — 19 мм; рубка — 32 мм.
Вооружение — 2 × 3 и 2 × 2 — 203-мм/55, 8 × 1 — 127-мм/25, 2 × 4 — 28-мм/75, 2 катапульты, 4 гидросамолёта.
Экипаж — 1054 человека
В середине 30-х годов с крейсеров в соответствии с новой тактической концепцией были сняты торпедные аппараты. В 1936 году вырезы в районе борта на месте где стояли торпедные аппараты были заделаны. Топливные танки, переоборудованные в пассивные успокоители качки, снова переделали для хранения топлива. В 1940 году на «Пенсаколе» установили экспериментальный радар модели CXAM. Перед войной крейсера получили ещё по четыре 127-мм/25 орудия. В ноябре 1941 на крейсерах были установлены по две дополнительные счетверённые 28-мм установки и по восемь одноствольных 20-мм зенитных автоматов. В том же году 28-мм установки заменили на счетверённые 40-мм зенитные установки фирмы Bofors, а количество 20-мм автоматов увеличили до двенадцати.
К 1944 году число счетверённых 40-мм установок на каждом крейсере возросло до шести, а 20-мм автоматов – до 20–21. После модернизации летом 1945 года зенитное вооружение крейсера Pensacola состояло из семи счетверённых 40-мм и девяти спаренных 20-мм установок.
В 1944 году с кораблей демонтировали катапульты правого борта и сократили авиагруппу каждого из них до двух гидросамолётов. По другим данным, катапульты с крейсера Pensacola демонтировали уже в конце 1945 года.
После окончания войны крейсер Pensacola участвовал в возвращении американских военнослужащих на родину. Для этого с него сняли четыре 127-мм орудия, две 40-мм счетверённые и четыре 20-мм спаренные зенитные установки.
В ходе войны оба корабля получили РЛС управления артиллерийской стрельбой FC, радиолокатор SK и два радиолокатора SG .
Корпус крейсеров был гладкопалубным с заметной седловатостью и подъемом к форштевню.При строительстве наряду с клепкой применялась уже и сварка-но только на второстепенных участках.
Метацентрическая высота на испытаниях крейсера «Солт-Лейк-Сити» составила 1,69 м при полной нагрузке , 1,65 м при загрузке в 2/3 от полной , что на четверть метра больше проектной. В результате крейсера имели избыточную остойчивость и оказались подвержены сильной качке. Были спешно увеличены скуловые кили, установлена дополнительная защита надстроек для снижения метацентрической высоты и переделаны две топливные цистерны в пассивные успокоители качки, так же запланировали установку дополнительных зенитных орудий. В результате принятых мер к декабрю 1933 года метацентрическая высота уменьшилась и составляла 1,20 м при нормальном водоизмещении и 1,29 м при полном . В 1943 году, за счёт установки дополнительного вооружения и оборудования, метацентрическая высота при полном водоизмещении уменьшилась до 1,14 м. После установки дополнительного вооружения и оборудования, первоначальная избыточная остойчивость превратилась в плюс — корабли не нуждались в дополнительном балласте.
Главная энергетическая установка на крейсерах типа Pensacola имела стандартный для «вашингтонских» крейсеров состав – четыре турбины и восемь котлов. Установка размещалась по классической для американских крейсеров эшелонной схеме . «Солт Лейк Сити» на испытаниях показал 32,78 узла .
Корабли вооружили десятью 203-мм орудиями Mark 9 Mod 2, которые размещались в двух двухорудийных и двух трёхорудийных башенных установках. Особенностью расположения вооружения было то, что трехорудийные башни были установлены выше двухорудийных. Это было сделано потому, что большой барбет трехорудийной башни не вписывался в острые обводы носовой части. Крейсер был вооружен 203/55 мм орудиями, которые при угле возвышения 41° имели дальность стрельбы 159 каб. , однако весьма сомнительно, что крейсеры на практике могли вести огонь на столь большие дистанции (из соображений безопасности угол наводки ограничивали +16 градусами). Масса снаряда — 118 кг. Начальная скорость — 853 м/сек.
В качестве зенитной артиллерии каждый крейсер вооружался восемью 127-мм орудиями Mark 10 Mod 2(крейсера первоначально несли по четыре таких орудия), установленными в одноорудийных установках по четыре с каждого борта. 127-мм/25 пушка была первой крупнокалиберной зениткой, созданной для американского флота в середине 20-х, и на то время обладала прекрасными характеристиками Максимальная дальность стрельбы орудия составляла 25 км, скорострельность – 15 выстрелов в минуту. Лёгкое зенитное вооружение крейсеров типа Pensacola первоначально состояло только из восьми 12,7-мм пулемётов Браунинга,потом заменены на две счетверённых 28-мм установки с низкой скорострельностью, что являлось явно недостаточным .
К 1944 официально считалось, что корабли имеют 6x4- 40-мм и 20/21 - 20-мм. К 1945 «Солт Лейк Сити» так и не прошел полной модернизации, имел 6x4- 40-мм и 19 х 1 - 20-мм. «Пенсакола» после перестройки летом 1945 имел 7x4- 40-мм и 9 х 2 -20 мм. После окончания войны для участия в операции «Мэджик Карпет» (репатриация пленных) с корабля сняли обе катапульты, 4 - 127 мм, 2 х 4 - 40-мм и 4 х 2 - 20 мм.
Корабли для проведения салютов получили две 47-мм пушки Гочкиса, располагавшихся на надстройке побортно на уровне шпангоута 47.
Крейсера имели 2 катапульты и 4 гидросамолета, но не имели ангара. Авиационная группа состояла из четырёх гидросамолётов O3U (позднее были заменены на OS2U Kingfisher), два из которых находились на катапультах, а ещё два – на палубе надстройки. Относительно тихоходный самолёт (максимальная скорость составляла 264 км/ч) обладал приличной дальностью полёта – до 1296 км. Вооружение OS2U Kingfisher состояло из двух пулемётов калибра 7,62 мм и 295 кг бомб. Запуск самолётов производился при помощи пороховых зарядов с бортовых катапульт, расположенных между дымовыми трубами. В основном, самолёты использовались в качестве корректировщиков и для противолодочной обороны, однако официальная история крейсера Pensacola, опубликованная на сайте navsource.org, приписывает его пилотам как минимум один сбитый японский истребитель.
Торпедное вооружение каждого крейсера состояло из двух строенных 533-мм торпедных аппаратов, располагавшихся внутри корпуса по одному с каждого борта. Из-за расположения торпедных аппаратов внутри корпуса, а не на палубе, они имели ограниченный сектор пуска торпед – по 60 градусов в сторону кормы и в сторону носа корабля.В середине 30-х торпедные аппараты демонтировали.
Также крейсера оборудовали шестью рельсовыми дорожками для установки мин (по три с каждого борта), рассчитанными на 178 мин. При этом две внешние дорожки использовались только для хранения мин, а четыре внутренние – как для хранения, так и для установки. Использование крейсеров для минных постановок было редкостью, поэтому минные рельсы хранились на портовом складе и устанавливались на крепления лишь по мере необходимости.
Бронирование кораблей было усилено в ходе строительства из-за выявленного недогруза. Броневой пояс носовых погребов имел толщину в 102 мм,а у машинных отделений 76 мм. 5 футов пояса уходило ниже ватерлинии. Кормовые погреба прикрывались внутренней переборкой 88 мм( поворачиваться кормой к противнику крейсерам не полагалось).Горизонтальное бронирование- 35-37 мм. Всего вес брони составил около 6% водоизмещения.
Крейсеры типа Pensacola стали последними американскими кораблями с подвесными койками – на кораблях, проектировавшихся позднее, ставились стационарные койки. Изнутри борт корабля обшили пробковыми листами,что улучшило шумоизоляцию и температурный режим.
Крейсера типа "Пенсакола"-хорошо вооруженные и быстроходные корабли со скромным для Второй мировой войны бронированием . Это бесспорно. Только они были одними из первых вашингтонских крейсеров в мире и недостатка бронирования не избежал ни один из тех,кто сошел со стапелей в этот период. Вторая ахиллесова пята-зенитное вооружение,но за счет строительного недогруза набить его "бофорсами " и "эрликонами" никаких проблем не составило, а до 46 автоматов в комплекте с 8 орудиями дальней зоны-это уже вполне неплохо.Сами американцы считали эти корабли во многом экспериментальными и учебными для подготовки экипажей последующих тяжелых крейсеров.Тем не менее оба корабля успешно прошли огонь и воды сражений мировой войны,заработали кучу боевых звезд и ушли на дно с чувством выполненного долга ,в полном соответствии с приказом командования.
Боевые подвиги крейсеров-в отдельной статье.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам