Даниил Алексеевич Сысоев родился 12 января 1974 года в интернациональной семье – отец его был русским по национальности священником Православной церкви, а мать – татаркой. Интересно, что одним из предков отца Даниила по материнской линии был мулла. В 1991 году Даниил Сысоев поступил в Московскую духовную семинарию, которую с успехом закончил в 1995 году. В 1994 году женился на дочери известного бизнесмена, Юлии Михайловне Брыкиной, ставшей его помощницей и сподвижницей на всю жизнь. В 2000 году отец Даниил окончил Московскую духовную академию и ему была присуждена степень кандидата богословия.
Ещё в юном возрасте, учась в Московской духовной семинарии, он был проникнут горячим убеждением, что только православие содержит спасительную истину. Обладая прекрасными способностями, он уже в студенческие годы знал церковные каноны и горячо спорил со студентами и преподавателями, когда они допускали малейшие компромиссы.
Отец Даниил вел обширную общественную работу, к примеру, он преподавал Закон Божий – с 1995 года, а с 2000 года – литургику. Вдобавок, он был известен как миссионер. Под миссионерской деятельностью отец Даниил Сысоев подразумевал в первую очередь проповедническое слово о Христе. На каждом богослужении обязательно произносил проповедь. На литургии о. Даниил произносил слово, посвященное теме Евангельского чтения, на всенощном бдении — проповедь на тему празднуемого Церковью события или святого, так же говорил слово и на молебне, и на панихиде и вообще при всяком уместном случае.
Помимо всего прочего, отец Даниил совершил множество личных поездок (без миссионерской группы) по разным епархиям России и по зарубежным странам — например, две поездки в 2007 и 2008 годах в Македонию.
Отец Даниил был одним из главных участников двух открытых диспутов с мусульманами:
1) Библия или Коран являются откровением Бога?
2) Представление о Боге.
В ходе религиозных диспутов и лекций отец Даниил Сысоев осторожно подводил слушателей к мысли о том, что ислам – это не религия, а более всего – проект устройства земной жизни. На сайтах islam.ru, koranru.ru выкладываются материалы по восточной кухне, нормы шариата о длине бороды, трусов и прочее. Поэтому ислам нельзя сравнивать с другими религиями, он из разряда политических течений – социальных проектов: социализма, национал-социализма, глобализации и т.д.
Отец Даниил свидетельствовал, что Православие может сосуществовать с практически любым инородным порядком, православный человек может жить, к примеру, в Папуа-Новой Гвинее и оставаться православным. Ислам так не может, шариат охватывает всю жизнь человека – как общественную, так и семейную.
Известно, что мусульмане считают, что всё делает Аллах, поэтому могут совершать теракты, ссылаясь на Аллаха – якобы это он сделал. С точки зрения ислама, вся земля делится на две половины: землю мира (где действуют законы шариата) и землю войны (все остальное), которая, в свою очередь, делится на землю джихада и землю перемирия. В джихад входит все способы ведения войны – от миссионерства и даже до распространения наркотиков. Земля перемирия – это сосуществование с неким неисламским правительством ровно до тех пор, пока данный строй не ослабеет и его можно будет привести к мусульманству.
По исламским взглядам, вся жизнь человека предопределена, то есть, список того, что человек должен совершить в жизни, прикрепляется к нему на сороковой день после зачатия. У ислама и социализма есть некая общность идеологий, поэтому мусульманские страны легко принимали социализм: Ирак, Сирия и т.д.
Православие считает Коран выдумкой Мухаммеда, инспирированной злыми силами. В Коране 225 противоречий, которые находят сами мусульмане, а Мухаммед во время откровений больше всего напоминал одержимого. К тому же сам Мухаммед поначалу, во время откровений, считал, что на него напал злой дух, так как чувствовал признаки удушения. Он хотел даже покончить с собой.
Отец Даниил Сысоев много размышлял и рассуждал над сурами и аятами Корана, и не только с точки зрения Православия, но и с точки зрения простого здравого смысла. Например, зная, что в мусульманском раю будут исполняться плотские прихоти человека, ведь там праведникам будут даваться 124 000 гурий на день и силы с ними «справиться», а также 3 000 000 блюд и также, силы все это съесть, отец Даниил говорил, что мусульмане будут заниматься вечным блудом, да ещё и перед глазами Господа. У христиан это ад, так как гурии – это ничто иное, как описываемые в Святых преданиях демоны похоти (суккубы и инкубы), а подобное обжорство – это ничто иное, как булимия, когда человек все время ест и не может насытится. К тому же Бога практически нельзя увидеть и общаться с ним (Он как луна за тучами). В христианском же раю общение с Богом – главное удовольствие. По Корану Аллах – творец всего, в том числе и зла, а по Библии – зло происходит вопреки Воле Господа Бога.
Также отец Даниил отмечал, что при намазе – мусульманской молитве, главное – ритуал, а в христианстве – состояние сердца. В христианстве милостыня должна подаваться всем – и христианам и не только, а в мусульманстве налог на бедность – зякет, который подаваться может только мусульманам или тем, людям, которых при помощи денег можно обратить в ислам. Мусульмане не могут объяснить многие свои обряды – зачем нужно приносить в жертву животных, проводить руками по лицу во время намаза и пр.
Отец Даниил считал, что по-русски говоря, все это попросту ничто иное как суеверие.
Ещё отец Даниил был согласен с подразделением ислама на так называемый евроислам (к примеру, тюркские народы РФ) и ислам традиционный в арабских странах. Он говорил, что вот этот «мягкий» ислам также опасен, как и традиционный, и, в первую очередь, национализмом (я – татарин, поэтому я –мусульманин; и я – мусульманин, поэтому я – татарин).
Кроме этого, отец Даниил говорил и о грехе в исламе, где есть разрешение на любое преступление по отношению к немусульманам. К примеру, взятая в плен женщина должна автоматически становится наложницей взявшего её, даже против её воли, и это прощается Аллахом. Или, к примеру, о том, что проституция есть и в мусульманстве, которая прикрывается законом о временной женитьбе, женитьбе на час (в шиизме).
Отец Даниил Сысоев, подводя итоги своих выступлений, говорил, что мы с мусульманами не можем понять друг друга, так как вкладываем разные понятия в одни и те же слова. Осенью 2009 года отцу Даниилу много угрожали из-за его религиозных высказываний. Очевидно, он так и не был понят исламистами, так как убийство его совершил именно мусульманин. Была даже версия, что заказ на убийство отца Даниила Сысоева поступил из Катара, где один из принцев, услышав одну из лекций священника Даниила, потребовал убить священника, открыто говорившего правду об исламе.
Протодиакон Андрей Кураев так высказался о случившемся: «Я убежден, что это был выстрел религиозно мотивированный. Если это так, то, конечно, отец Даниил пополняет число российских новомучеников». Иеромонах Иов (Гумеров), отвечая на вопрос можно ли считать кончину отца Даниила Сысоева мученичеством, в статье, опубликованной на Православие.Ru, написал так: «Его кончина есть христианская жертва ради того высокого дела, к которому он считал себя призванным. Смерть — очевидная победа, ибо «воинов Божиих и Христовых не убивают, а увенчивают».
РЕКОМЕНДУЮ ЛЕКЦИИ ОТЦА ДАНИИЛА СЫСОЕВА ОБ ИСЛАМЕ:
1) Православный взгляд на ислам.