Найти в Дзене
Культурный рассвет

Всеволод Пудовкин "Кинорежиссер и киноматериал"

Оглавление

Наследие советской кинематографической школы воистину огромно. И речь идет не только о сотнях замечательных фильмов, но и о множестве фундаментальных теоретических работ, созданных отечественными классиками. Многие из них и сейчас могли бы послужить нам источником знаний и вдохновения. В новой статье мы вспоминаем брошюру «Кинорежиссер и киноматериал», которую написал легендарный советский режиссер Всеволод Пудовкин.

Всеволод Пудовкин
Всеволод Пудовкин

К сожалению, далеко не многие сегодня знают, что теоретическое осмысление кинематографических процессов во многом началось именно в России. В Советской России, режиссеры которой, вооружившись ленинской фразой о кино как «важнейшим из искусств», устроили настоящий прорыв в мировом киноискусстве. Сегодня творческое наследие Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Льва Кулешова, Григория Козинцева или Всеволода Пудовкина изучают во всех киношколах планеты.

Помимо собственно замечательных кинокартин, значительно развивших киноязык и культуру экранного искусства, эти люди считали необходимым теоретически осмыслить достигнутые результаты и спрогнозировать возможное дальнейшее развитие отрасли. Большинство подобных работ до сих пор представляют для нас величайшую ценность. В настоящей статье мы поговорим о брошюре, которую написал Всеволод Пудовкин — «Кинорежиссер и киноматериал».

-2

В середине 20-х годов мир еще не знал технологии звукового кино. Фильмы представляли собой беззвучное повествование, строящееся практически целиком на монтажно-изобразительных началах с периодическим вкраплением поясняющих надписей (так называемых интертитров). Еще далеко не все признают за кинематографом статус настоящего искусства.

И именно в это время на мировой кинопрокат обрушиваются два фильма: "Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна (1925) и «Мать» Всеволода Пудовкина (1926). Благодаря названным лентам по всем уголкам Земли, где есть большие экраны, заговорили о невероятной силе монтажа, о ритмическом вихре, открытом советскими кинематографистами, о революционной мощи их произведений.

Кинематограф - самостоятельное искусство

По-видимому, работа, написанная Пудовкиным, была призвана обозначить путь развития кино на протяжении 30 лет его развития (к тому моменту), а также отстоять его ценность перед прочими видами творчества, в первую очередь — перед театром. Лучше всего за Пудовкина расскажет сам Пудовкин, поэтому в тексте я предпочитаю активно ссылаться непосредственно на брошюру:

«В работе съемщика не было места искусству, он только „снимал“ искусство актеров. О какой-либо специальной работе „кинематографического“ актера, о каких-либо особых приемах игры для киноленты или режиссерских приемах построения картины, конечно, не могло быть и речи. В сущности, что делал кинематографический режиссер того времени? В его распоряжении имелся сценарий, совершенно подобный пьесе, написанной драматургом для театра, только слова действующих лиц были выброшены и по возможности заменены немыми движениями или, иногда, весьма длинными надписями»

Так советский классик описывает изначальный статус кино, но замечает, что вскоре кинематографисты выяснили, что камера годилась не только для фиксации театрального зрелища на плёнку:

«Оказывается, что аппарат в руках режиссера может заставлять зрителя не только смотреть, но и разбираться в снимаемом явлении»

Собственно, практическое значение «Кинорежиссера и киноматериала» для нас сегодня заключается в первую очередь в том, что Всеволод Пудовкин доходчивым и простым языком рассказывает нам, во-первых, в чем заключается уникальная и воистину магическая сила кино, а во-вторых, какие важнейшие особенности этого искусства стоит помнить тем, кто занимается им (или хотя бы активно интересуется).

Всеволод Пудовкин
Всеволод Пудовкин

Всеволод Пудовкин о характерных чертах киноискусствах

Брошюра Пудовкина состоит из нескольких глав и по большей части они охватывают все основные этапы фильмопроизводства: от написания сценария до монтажа (разумеется, в рамках тех процессов, которые были открыты на момент написания работы). В тексте присутствуют следующие разделы:

  • Особенности киноматериала
  • Режиссер и сценарий
  • Режиссер и актер
  • Актер в кадре
  • Режиссер и оператор

Каждый раздел в свою очередь делится на собственные подразделы, помогающие автору как следует разграничить вопросы, которые он поднимает. В этом смысле «Кинорежиссер и киноматериал» можно воспринимать, как краткое учебное пособие для режиссера.

Найти работу классика не так-то легко. Мне повезло разжиться несколько лет назад отличным трехтомником собрания сочинений Пудовкина еще советских лет, и если у вас есть возможность заполучить данное издание — было бы замечательно. Тем более, что там содержатся, помимо «Кинорежиссера и киноматериала», еще многие труды отечественного новатора.
Если же достать бумажный вариант собрания сочинений невозможно, то рекомендую поискать на торрентах — оно существует в версиях pdf и djvu

Для получения более объемной информации переходите на оригинальную статью блога craftkino.ru.

Спасибо за внимание! С Вами был «Культурный рассвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!

Автор статьи: Влад Дикарев