Найти тему

Мемуары моего отца Книга2 Глава 13. Интересно будет читать тем, кто имеет отношение к Ельниковскому району Мордовии, и не только

Глава 13

С 17 июля по 2 августа 1945 года в Потсдаме, неподалёку от Берлина, проводилась третья встреча глав правительств СССР, США и Великобритании. В ней участвовали Сталин, президент США Трумэн (Рузвельт умер в апреле 1945 года) и премьер-министр Великобритании Черчилль, а с 28 июля (после победы лейбористов на выборах в английский парламент) К. Эттли. Руководители трёх держав торжественно обязались добиться того, чтобы Германия никогда больше не угрожала миру. Они договорились ликвидировать навсегда германский милитаризм, уничтожить гитлеровскую партию и не допустить её возрождения. Конференция приняла решение о передаче СССР Кенигсберга (Калининграда) и прилегающего к нему района. Мне посчастливилось в 1952 году, через 7 лет после войны, побывать в этом городе. Город ещё находился в развалинах. Лишь один район был не повреждён. Район назывался Сталинским.

На конференции американская и английская делегации вновь затронули вопрос о вступлении СССР в войну против Японии. Глава Советской делегации заявил, что Советский Союз выполнит своё обещание и вступит в войну в строго намеченный срок, то есть через три месяца после окончания войны в Европе. 7 августа 1945 года Советский Союз официально присоединился к «Потсдамской декларации». 8 августа японскому послу в Москве было заявлено, что на следующий день – 9 августа – СССР будет считать себя находящимся в состоянии войны с Японией. Специальным постановлением Государственного Комитета Обороны было создано Главное командование советских войск на Дальнем Востоке, а командующим был назначен Маршал Советского Союза А.М.Василевский. Советские Вооружённые силы на Дальнем Востоке к 9 августа 1945 года насчитывали 1747465 человек, 29835 орудий и миномётов, 5250 танков и самоходных орудий, 5171 боевой самолёт и 93 боевых корабля основных классов. 2 сентября на американском линкоре «Миссури», бросившем якорь в Токийской бухте, состоялась официальная церемония подписания акта о безоговорочной капитуляции Японии. Разгром японского милитаризма способствовал мощному подъёму национально-освободительного движения в Азии. 17 августа была провозглашена независимость Индонезии. 2 сентября, когда японский министр иностранных дел Сигимицу и начальник генерального штаба армии Есидзиро подписывали акт о безоговорочной капитуляции, президент Хо Ши Мин провозгласил Демократическую Республику Вьетнам. Были провозглашены независимые республики Индии, Пакистана, Бирмы, Цейлона, Камбоджи. Можно без преувеличения сказать, что нет ни одной страны в Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, судьба которой в той или иной степени не была бы связана с исторической победой над японским милитаризмом.

24 июня 1945 года наРеРH Красной Площади в Москве состоялся исторический Парад Победы. Мы с интересом рассматривали фотографии этого парада в газетах. Жизнь в деревне и её окрестностях продолжалась своим чередом. Я регулярно работал в колхозе, выполнял свои обязанности по дому, готовился к дальнейшему обучению в школе. Кровоточащая рана по гибели отца в этой войне острой болью отдавалась по всему организму нашей семьи. Мы всё чаще вспоминали и говорили о нём. Утрата была очень тяжёлой. Вокруг многие ждали близких из армии, нам же ждать было некого…

Первого сентября стал первым днём занятий в Ельниковской средней школе. Вместо со мной восьмом классе оказалась Котина Ольга Ивановна, она была второгодницей. В девятом классе учился Минькин Матвей. Мне всегда приходилось заходить за ними, а потом от Ст.-Шатков до школы мы шли вместе. На первых порах эта дорога давалась тяжело: уставали ноги. Особенно тяжело было в ненастную погоду, когда одежда и обувь, намокая, мешали ходьбе. Бессменной обувью были лапти. Бывало, выйдешь из дома – сухо, дождя нет. А через 20 минут пойдёт такой ливень, что промокала не только одежда и обувь, промокали даже кости. И в таком состоянии надо было провести все уроки. При этом пропусков занятий из-за плохой погоды у нас не было, как не было их и по причине болезни. Мы не представляли, как можно болеть в этом возрасте. Занятий начинались в восемь часов утра, вставать приходилось в пять, а возвращался из школы в 16:00. В течение двенадцати часов ничего не ел. Из дома с собой брать было нечего. Хлеб, который мы тогда выпекали, не выдерживал транспортировки. Именно тогда я зарабатывал себе на всю жизнь язвенную болезнь желудка.

Мемуары
3910 интересуются