Найти в Дзене
Мирон Набоков

Делать музыку: какое оборудование нужно

Оглавление

Полчище начинающих музыкальных энтузиастов полегло от фантомных болей в области кошелька после просмотра цен на оборудование. Оказывается, зря. Совершенно необходимых вещей не так уж много, и можно копить на них постепенно, уже делая что-то с тем, что есть (именно в этом порядке).

1. Компьютер/ноутбук

Если вы читаете эту статью, велики шансы, что у вас что-то из этого уже есть. Современные аудиопрограммы просят всего лишь 64-битную систему с 4Гб оперативной памяти, но и на более слабое железо что-нибудь точно найдётся.

2. DAW / Цифровая Аудиостудия

Рабочее окно Ableton Live 10
Рабочее окно Ableton Live 10

Сердце продюссирования музыки — непосредственно программа записи, обработки и сведения звука. Здесь происходит всё волшебство. Программ великое множество на любой вкус и цвет: Cubase, Logic, ProTools, FL Studio
— несколько гигантов индустрии. Лично я перелопатил их все и остановился на Ableton, просто из-за изобилия обучающих материалов.

У каждой программы есть свои вкусности, но все они в сущности выполняют одни и те же базовые функции, причём фишки от одних программ можно прикрутить к другим, если разобраться.

Есть бесплатная Cakewalk Sonar, на лицензионные версии остальных придётся раскошелиться, или пиратствовать на свой страх, риск и совести вопреки.

3. Наушники

Лучше всего не капельки-вкладыши, а головные, они порадуют более полной передачей спектра частот.

4. MIDI-контроллер

Arturia MiniLab (Фото: Музторг)
Arturia MiniLab (Фото: Музторг)

Даже если вы не играете на клавишных, удобнее всего использовать именно их. Такую клавиатуру можно подключить к компьютеру и сразу начать делать музыку, используя встроенные инструменты DAW.

MIDI-контроллеры бывают всех сортов и расцветок, размеров и ценовых категорий. Есть с различными крутящимися регуляторами, маленькими подушками для ударных, колесики для изменения высоты звука, и всему этому можно назначить свои эффекты и значения в DAW.

Главной характеристикой лично для меня выступает динамическая чувствительность клавиш — чтобы звук записывался тихий, когда едва-едва нажимаешь, и громко, когда стучишь по клавишам.

Важно: многие DAW поддерживают режим ввода нот прямо с клавиатуры ноутбука или компьютера, обычно всего одну октаву. Удобно это или нет — каждый решает для себя сам; преимущество в том, что это бесплатно.

Тоже важно: эти контроллеры не воспроизводят звуки самостоятельно, чем отличаются от синтезаторов и электропиано. Они всего лишь запускают звуки, хранящиеся в DAW.

5. Микрофон и аудиоинтерфейс

U-PHORIA UMC22 (Фото: yandex.market)
U-PHORIA UMC22 (Фото: yandex.market)

Чтобы записывать свой голос, внешние звуки и инструменты, нужен микрофон, а чтобы записывать всё это напрямую в DAW, необходим такой аудиоинтерфейс. На фото выше — один из простейших аудиоинтерфейсов, на начальном этапе такого хватит с головой.

Что важно: многие микрофоны работают на фантомном питании (питаются не напрямую от розетки, а от устройства, к которому подключены), так что следует выбирать аудиоинтерфейсы с заветной + 48 V:

U-PHORIA UMC22 с обратной стороны (Фото: yandex.market)
U-PHORIA UMC22 с обратной стороны (Фото: yandex.market)

Микрофону наверняка понадобится стойка и поп-фильтр, чтобы не заплевать микрофон и не перегрузить его взрывными согласными. Без кабелей для подключения всего тоже не обойтись (XLR для микрофонов, jack 6.3 для входов и выходов, USB для аудиоинтерфейса).

О микрофонах придётся писать отдельную статью.

6. Студийные динамики (мониторы)

Почему именно студийные, а не потребительские? Студийные не станут вас обманывать, если ваше творение звучит так себе. В прочие динамики часто встроены фильтры, старающиеся как-то приукрасить звук, и неверно отражающие то, что проигрывается.

7. Звукоизоляция

Заключительная, самая непростая часть, с которой мне ещё предстоит разобраться.

В обычной комнате звуковые волны отражаются от любой поверхности, искажаются, накладываются, и в итоге мы слышим и записываем не совсем то, что играли.

Основная идея — накрыть все твердые плоские поверхности чем-то мягким. На ум приходят советские подпольные студии звукозаписи с коврами на полу, коврами и одеялами на стенах, с наглухо заложенными окнах. Сердито, но работает.

Конечно, сегодня доступны и более приятные вещи для таких целей, и о них я надеюсь ещё рассказать с высоты новоприобретённого опыта, но только когда приобрету.

Настрой

Вообще это следовало бы упомянуть в первую очередь. Хочу уберечь хотя бы кого-нибудь от моей главной ошибки — не ждите, пока соберёте всех музыкальных покемонов, прежде чем приступать к творческому процессу.

Постоянно экспериментируйте с тем, что уже есть, чтобы потом не тратить время на обучение, когда учиться придётся уже всему и сразу. Изучать возможности DAW можно бесконечно. Если есть инструмент — играйте на нём, записывайте идеи хоть на диктофон, хоть на картошку, и к тому времени, как соберёте студию, уже будет какой-нибудь урожай. Если инструмента нет - пишите стихи, мычите мелодии.

Творчество — это мышца, и её надо тренировать.

Спасибо, что добрались до этой строчки! Раз уж вы здесь, то не забудьте как-нибудь откликнуться на прочитанное — похвалить, поругать, добавить, поправить если вдруг. Любой личный опыт в этом деле — сокровище.