Свежая инициатива Конгресса США о необходимости признать карательный полк «Азов» международной террористической организаций снова актуализирует тему интеграции нацистских структур в украинский государственный аппарат после государственного переворота 2014 года и свержения режима Януковича.
Конгрессмены США требуют от главы Госдепа Майка Помпео до 4 ноября этого года дать разъяснения по поводу того, почему эта неонацистская организация, которая принимает в свой состав и американских неонацистов, до сих пор не включена в соответствующие списки. При этом «Азов» открыто назван неонацистским формированием, которое по каким-то причинам до сих пор не оказалось в списке террористических организаций.
«Существует много примеров белых националистических группировок, которые походят под эти условия. Американский народ заслуживает получить объяснения того, почему эти группировки не включены в список иностранных террористических организаций…
Например, батальон «Азов» — это известное ультра-националистское вооруженное формирование на Украине, которое открыто принимает в свои ряды неонацистов».
Идеологическое содержание «Азова» не является большим секретом. Свое нутро он демонстрировал еще с 2014 года, и значительная часть занимательных историй про то, как люди со свастиками находятся на службе у украинского государства, была связана именно с «Азовом» и связанным с ним «Нац.корпусом». Само собой, не являлась секретом и практика деятельности «Азова», где лица с нацизмом головного мозга, получив в руки оружие и практически полную бесконтрольность, занимались убийствами, пытками, грабежами и прочими привычными для «воинов АТО» вещами. И эта информация уже давно не является секретом или не связана только с военной пропагандой ДНР и ЛНР. На Западе еще с 2015 года начали выходить материалы о том, что гос. структуры Украины покрывают неонацистские организации под вывеской «борьбы с сепаратизмом». После победы Трампа в 2016 году количествово таких материалов на Западе увеличилось.
При этом еще в 2015 году «Азов» из формально «добровольческого объединения» был встроен в структуры Национальной Гвардии Украины, где получил привилегированный статус, подчиняясь непосредственно руководству Национальной Гвардии Украины, в то время как другие карательные батальоны вошли в состав НГУ в виде обычных штатных единиц наравне с другими бывшими подразделениями внутренних войск Украины.
Кроме того, «Азов» с 2014 года часть финансирования получал из-за рубежа, так же, как и часть вооружения – от стрелкового оружия и различных спецсредств до болгарских минометов «Тунджа». Сам батальон «Азов» уже в 2015 году разросся до размеров полка, собирая в свои ряды неонацистов с территории Украины, России, стран бывшего СССР и дальнего зарубежья.
Известно ли было руководству Украины и вашингтонским кураторам об идеологическом содержании «Азова» (и других идентичных структур)? Конечно, известно. Но в эпоху господства демократов считалось, что это небольшие издержки, которые не будут иметь последствий. Разумеется, кардинальные перемены в Вашингтоне тогда казались за гранью возможного.
Непосредственно курировали подобные формирования на Украине глава МВД Аваков и глава СБУ Грицак, которые активно использовали личный состав карательных батальонов не только для действий на Донбассе, но и для различных акций в тылу ВСУ, а также за пределами зоны АТО, а позднее ООС.
Марши нациков с Билецким во главе стали привычным явлением при Порошенко, и как не трудно заметить, остаются привычным явлением и при Зеленском. При этом не обсуждается сама абсурдность ситуации, когда неонацисты открыто маршируют по городам и ставят кому-то ультиматумы. Обсуждают в лучшем случае, выполнять их требования или нет. Причины этого банальны – часть кураторов неонацистов, встроенных в силовые структуры, до сих пор находится на высоких государственных постав. В первую очередь, это Аваков. Тот факт, что Аваков был оставлен в качестве министра МВД (по договоренности с Коломойским), наглядно говорит о том, намерена ли новая власть покончить с разгулом неонацизма на Украине.
С другой стороны, возник фактор неопределенности, связанный с тем, что Вашингтон сейчас погряз в междоусобной вражде демократов и республиканцев, где Украина играет важнейшую роль в связи с попыткой демократов объявить импичмент Трампу за давление на Зеленского и попыткой Трампа утопить Байдена, раскручивая дело о коррупционных делах семейства Байденов на Украине до 2016 года.
Соответственно, многие действия Вашингтона по отношению к Украине приобретают американский внутриполитический контекст. Объявление «Азова» террористической неонацистской группировкой, о чем конгрессмены просят бывшего главу ЦРУ (который, конечно, прекрасно знал, что из себя представляет «Азов») Майка Помпео, может послужить дополнительным аргументом для критики действий Обамы, Байдена и Клинтон на Украине в 2014-2016 годах, так же, как их политика на Ближнем Востоке и в Северной Африке использовалась для предвыборных обвинений со стороны Трампа в их адрес. И если тогда Обаму, Байдена и Клинтон обвиняли в том, что они потворствовали созданию и росту ИГИЛ*, то теперь их обвиняют в том, что они потворствовали масштабной коррупции Украине и разгулу неонацистских террористов. Разумеется, в свете идущей политической борьбы, демократы в Палате Представителей могут заблокировать попытки официально осудить Киев и внести «Азов» в список террористических группировок.
При этом документ с предложением осудить «Азов» подписали как демократы, так и республиканцы. Со стороны демократов это выглядит как попытка перехватить возможную предвыборную повестку и выступить инициаторами в стиле «мы только узнали, что в «Азове» оказывается нацисты – их надо осудить». При этом они ссылаются на массовое убийство в Новой Зеландии, после которого всплыла связь убийцы с «Азовом». Таким образом демократы выводят из-под удара Обаму, Байдена и Клинтон, так как если эта тема всплывет на выборах, то они могут говорить, что никто не думал, что это были нацисты, но так уж получилось и поэтому мы сейчас даем им решительный отпор.
Республиканцам в любом случае выгодно поддерживать эту тему, так как актуализация темы интеграции неонацистов в государственный аппарат Украины позволит создать дополнительную точку давления на позиции Байдена (если он все же будет главным оппонентам Трампа – на последних дебатах он выглядел, прямо скажем, посредственно) и Демократической партии.
Киев же в этом вопросе будет максимально вилять, дабы не оказаться в ситуации, в которой очутился Порошенко, сдавший людям Клинтон «амбарную книгу Партии Регионов». Так недолго и врагом США оказаться.
Ну а касательно официальных украинских нацистов, то в обозримой перспективе они никуда не денутся. Украине в целом нужна масштабная денацификация, но США уж точно не будут ей заниматься. Зеленский, судя по последним событиям, также к этому делу оказался непригоден.