Я отношу себя к той консервативной части меломанов, которые считают, что для прослушивания грампластинок винтажный проигрыватель является оптимальным выбором. Просто потому, что хорошая современная «вертушка» стоит фантастически дорого, а то из современного, что по цене более-менее доступно, кроме слёз ничего не вызывает. Скептики будут утверждать, что 40-летнему проигрывателю место либо на помойке, либо в музее, но подобные рассуждения носят слишком общий характер и не содержат конкретики. А суть такова: если аппарат находился в нужных руках и эксплуатировался в соответствии со всеми рекомендациями при этом, получая должный уход, то он верой и правдой прослужит ещё лет 10-15, а то и 20. В противном же случае ему действительно место на помойке. Но подобная участь, вполне может ожидать и какие - нибудь Pro Ject, Music Hall, Rega и подобные из начальной категории, купленные за 200-300-400 долларов. Вряд ли они прослужат хотя бы десять лет, а при интенсивной эксплуатации и того меньше. Удивительно, но даже проигрыватели из СССР до сих пор встречаются в очень неплохом техническом состоянии. И даже если работоспособность некоторых Вег, Арктуров, Электроник и т.п. не вполне соответствует изначальной, то привести их в должное состояние «малой кровью» чаще всего удаётся без особых проблем. В своё время (в 80-90-е) у меня перебывало очень много отечественных проигрывателей. Вега 104,108,115,117,110, Арктур 004,006,Орфей 101,103,Радиотехника 001,Каравелла 248,Аккорд-201,Электроника 017-это лишь то, что вспоминается вот так, сразу, навскидку. Не все эти аппараты заслуживали внимания, но неплохие модели встречались. Неплохие - это по меркам той эпохи. Хотя если сравнить ту же Электронику 017 и начальный современный Pro Ject – я не уверен в том, что последний окажется лучше. Но сегодняшний разговор пойдет про аппараты из другой категории. Вернее про один аппарат.
Denon DP-75M – топовый проигрыватель в линейке 1981 года из семи моделей и, соответственно, самый дорогой(180000 иен). Ближайший к нему по цене DP-70L стоил лишь 120000(иен) - разрыв довольно значительный. Легендарный Yamaha GT2000/GT2000L (1982) стоил 138/158000 иен соответственно. Ещё один «одноклассник» Denon - Pioneer PL-70LII (170000 иен и тот же 1981 год). Чем же обусловлена такая цена и что в 75-м такого уникального? Попробуем разобраться. Прежде всего габариты и вес. Сказать что 75-й крупный аппарат-это ничего не сказать. Размер 555х198х460 и вес 23 кг. (!!!) предполагают, что далеко не на всякую стойку это «чудище» (в хорошем смысле) поместится. 12-ти дюймовый ( Denon DA-402) тонарм (S-образный со съёмным шеллом, но в комплекте идёт и сменная прямая трубка тонарма (более лёгкая)) - тоже плюсик в карму. Корпус или, как сейчас принято говорить, кабинет проигрывателя – цельномонолитная плита из ДСП или МДФ (визуально определить сложно, а точной информации от производителя я не нашёл) с выфрезированными полостями под мотор, опорные ножки и пр. (вот откуда такой вес) отделанный шпоном под дерево. Похожая конструкция стола у Victor QL-A95 – ещё один ближайший конкурент Денона(1982) с ценой ритейла 170000 иен.
Отсутствие всякой лишней электроники, включая автостоп - для меня тоже в плюс, но тут некоторые товарищи со мной не согласятся. Для кого-то автостоп важная и нужная функция. Ну а дальше идёт уже эзотерика, подкреплённая зачатками маркетинга. Например, конструкция опорного диска: верхняя часть-цинк отлитый под давлением, нижняя - литой алюминий двойной структуры. Проверить опытным путём как подобная конструкция отражается на звучании – невозможно. Остаётся поверить…или нет))) Фонокабель из бескислородной меди с высокой степенью очистки (тоже маркетинг? или нет?) съёмный. Это позволяет поэкспериментировать с другими фонокабелями: плюс, хотя и относительный. Кварц, директ-драйв, регулировка тонарма по высоте, ручной микролифт - это уже стандартный набор, тут заострить внимание не на чем. Остаётся звук и удобство пользования. Начну с последнего. Единственное неудобство при первоначальной настройке проигрывателя: фиксация грузика противовеса на тонарме. А фиксируется он при помощи винта и отвёртки. Вот такие «нано - технологии» 1981 года. В остальном всё легко и интуитивно понятно. Отдельной кнопки «сеть» проигрыватель не имеет: включение и пуск происходят при нажатии на любую из клавиш выбора скорости(33/45),а клавиша «Стоп» вместе с остановкой диска отключает и питание. Поначалу данный алгоритм (после Technics SL1210) был немного непривычен, а потом - ничего, нормально. И самое главное: звук. Когда-то (собственно не так уж и давно – всего каких-то лет 10-12 назад) я наивно считал что «вертушка» может быть какой угодно-главное головка (картридж), а всё остальное - «понты». Со временем я понял, что глубоко ошибался, но скепсис, не до конца задушенный нет – нет, да и выскакивал из глубин подсознания: а оно тебе надо? А будет ли разница? Вот примерно такие вопросы терзали меня изнутри, когда я только-только собирался включить Denon DP-75M в первый раз. По счастью мой предыдущий Technics SL1210 был рядом и сравнение было не только возможно, но и неизбежно))). На Техниксе, в тот момент, уже стоял МС картридж АТ-33Е в дальнейшем перекочевавший на Денон. Так что процесс сравнения с одним и тем же картриджем и одним и тем же фонокорректором был более чем корректным. Но чтобы отбросить сомнения начисто я сравнительное прослушивание сделал «слепым». Приятель поочередно переставлял шелл с картриджем с Техникса на Денон и обратно, а я с закрытыми глазами пытался угадать, какая вертушка звучит в данный момент. Не ошибся ни разу. Звучание Денона было более глубоким, объёмным, детальным. Я бы сказал более благородным. В подаче Техникса всё было несколько проще. Тем не менее и Техникс - аппарат очень достойный. Особенно если учесть что он как минимум вдвое дешевле Денона. Но в этой ситуации аудиофил победил меломана и Денон занял место в моей системе, а Техникс пришлось продать, хотя и было жаль с ним расставаться. Вторая вертушка в системе никогда не бывает лишней. Вот только место и деньги - это два весомых аргумента и часто они побеждают. Однако вернусь к ДЕНОНу. Предыдущий (японский) владелец не поскупился. В комплекте с самим аппаратом он отдал прекрасный МС картридж Денон – 103 (настоящий из 70-х годов) в отличном состоянии. Сменная трубка тонарма тоже была в комплекте. Так бывает не всегда. Чаще приходится вторую трубку приобретать отдельно. Но её ещё и найти надо, а это тот ещё квест. Ну и апофеоз: в коробке помимо самого проигрывателя лежала фирменная «деноновская» платформа под проигрыватель. Правда, судя по габаритам, не под 75-ю модель, а под что-то чуть меньше, но, тем не менее, приятно. 75-й на эту платформу помещается с трудом: опорные ножки наполовину выступают за её края поэтому я данную платформу пока не использую по прямому назначению. Периодически на ней стоят разные усилители, проигрыватели си-ди дисков и т.п. И ещё один момент ,упущенный на стадии описания аппарата: пылезащитная крышка. Большая, матовая и тяжелая. Многие наверное сталкивались с проблемой отпечатков пальцев на подобных крышках. Как же их муторно оттирать. А тут эта проблема отсутствует напрочь. По бокам крышки находятся две специальные вставки с выемкой под палец. Соответственно при поднимании/опускании крышки нет никакой нужды браться за стекло. Теперь оно всегда чистое. Почему то, что было возможно в 1981-м, не повторяют в 2019-м? «Вот где ребус. Вот где кроксворд!» (А.Райкин).
Ну и о ценах. Или не надо о грустном? …Наверное всё же надо. А то одному неинтересно, а другому - наоборот. На вторичном российском рынке Denon DP-75M не часто встречается. Дорогие проигрыватели не столь ликвидны по отношению к дешёвым и если подобная модель вдруг появляется в продаже то это либо реальный владелец продаёт, либо серъёзный продавец. Разброс цен может колебаться от 70-80 до 120-130 тысяч рублей в зависимости от состояния, комплектации и пр. Можно ли купить современный аналог за такую сумму? Маловероятно. Именно поэтому я считаю, что мне несказанно повезло с приобретением данного аппарата и желаю всем подобного везения.
Конечно же Denon DP-75M не уникален. Упомянутые в статье модели от Yamaha, Victor, Pioneer – наверняка ничуть не хуже. А сколько можно ещё привезти подобных примеров. Но данная статья не носит характер исследовательской, поэтому ограничусь вышесказанным.