There is no spoon.
Ложки нет. В сцене визита к Пифии мы находим потаенный смысл всего происходящего. То, вокруг чего вращается все содержание фильма, а именно — вокруг безграничного сознания Нео. «Относись к ней как поводырю. Она укажет твой путь». Здесь Нео впервые осознает принцип, на котором строится мир Матрицы: не пытайся согнуть ложку – это невозможно. Дело в тебе.
“Spoon boy: Do not try to bend the spoon.
That is impossible. Instead, only
try to realize the truth.
Neo:What truth?
Spoon boy: That there is no spoon.
Neo nods, staring at the spoon.
Neo: There is no spoon.
Spoon boy: Then you will see that it is notthe spoon that bends.
It is only yourself”.
Пифия также продолжает раскрывать принцип:
“What's really going to bake your
noodle later on is, would you
still have broken it if I hadn't said anything.”
Все зависит от сознания, нет ничего более вне его. Нет никакой судьбы и заранее написанного плана, есть лишь бесконечная череда возможностей выбора. То есть свободного выбора. «Тебя ведь больше интересует вопрос – сломал бы ты вазу, если я бы не сказала». Это Нео принял решение уронить вазу. Пифия предоставила ему выбор: сделать это или нет. Не более. Плюс ко всему Пифия так же дает понять смысл: «никто не может сказать тебе, что ты Избранный, это как влюбиться, только ты знаешь, что это так».
Абсолютность сознания. «Познай самого себя» — древнейшее изречение и основоположная идея всей западноевропейской философии. Что значит познать самого себя? Человек для греков — это микрокосм, маленькая копия космоса. Следовательно, познаешь себя, познаешь весь мир.
Oracle:
“You know what that means? It's
Latin. Means, 'Know Thyself.'
I'm gonna let you in on a little
secret. Being the One is just
like being in love. Nobody can
tell you you're in love. You just
know it. Through and through.
Balls to bones.”
Нео еще не принял свое решение быть избранным:
“Oracle: But you already know what I'm
going to tell you.
Neo: I'm not the One.
Oracle: Sorry, kid. You got the gift but
looks like you're waiting for something.
Neo: What?
Oracle: Your next life, maybe. Who knows?
That's how these things go.”
Никто за него не может принять это решение.
Более того, она показывает возможные условия принятия решения: «Ты чего-то ждешь. Может быть следующей жизни. Кто знает?»
“But don't worry, as soon as you walk
outside that door, you'll start
feeling better. You'll remember
that you don't believe any of this
fate crap. You're in control of
your own life, remember?
He tries to nod as she reaches for the tray of cookies”
Интересное в кадре: когда Нео входит в комнату, на экране видны большие белые кролики – очередная отсылка к Алисе. В комнате, где Нео ждет Оракула, телевизор показывает гигантских кроликов. Вспомним, что Нео должен, подобно Алисе в Стране Чудес, следовать за белым кроликом. Тогда такое "кино" должно символизировать, что он пока на правильном пути.
Кадры взяты из фильма "Night of the Lepus" 1972 г.
Предательство Сайфера.
Многие видят в этой сцене с поеданием стейка цитату из библии: «Сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших». Любопытно заметить, что за этим следует сцена приема пищи на корабле — яркое противопоставление возможностей чувственного удовлетворения в Матрице и в реальном мире.
Спасение Морфеуса и новая жизнь Нео.
После предательства Cypher-а Морфеус оказывается в плену у агентов. И так как Нео неправильно понял слова Пифии (вернее, он услышал то, что должен был услышать и смог понять на тот момент своего пути), он решается на рискованный шаг — ведь он не избранный, и его ценность не так велика, как ценность Морфеуса. «Теперь все в моих руках», говорит Нео. Теперь он делает осознанный выбор. Он — на пути становления. «Никто никогда этого не делал – и в этом наш шанс». Именно в этой сцене после гибели Томаса Андерсона появляется Нео. Как и говорила Пифия, «ты ждешь следующей жизни». Выходит, что Cypher предает Нео и здесь, так как это тот же канал связи (комната 303 в отеле Сердце Города), который сдает Cypher в начале фильма. В погоне Смит понимает, куда Нео может бежать, и опережает его. Далее смерть Томаса и его воскрешение. Что воскрешает Нео – любовь. Любовь Тринити. Любовь. Вера. Выбор.
Итак, в конце первой части мы видим скорее некий антропологический манифест, чем стройную философскую концепцию. Рождение человека, вернее, рождение нового человека (Neo). Почему я воспринимаю это так? Потому что в фильме отчетливо звучат мотивы сугубо человеческих черт: любви, веры и выбора. Особенно это видно на противопоставлении машин и людей. Машинный способ существования и принцип нового человека. Если можно провести такую аллегорию, то Морфеус – вера, Тринити – любовь, Нео – свобода.
Автор: Валерий Исаев
Начало статьи - здесь.
Продолжение следует.