Найти в Дзене
Goszakaz.kz

Категории лицензий в строительстве и проектировании

Оглавление
Категории лицензий в строительстве и проектировании
Категории лицензий в строительстве и проектировании

ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ: 

Строительством является строительство новых, а также расширение, модернизация, техническое перевооружение, реконструкция, реставрация и капитальный ремонт существующих объектов.

При осуществлении государственных закупок работ по строительству либо разработке технико-экономического обоснования (далее – ТЭО), проектно-сметной документации и градостроительных проектов, а также инжиниринговых услуг (авторский и технический надзор) обязательным требованием, предъявляемым к потенциальному поставщику, является наличие соответствующего разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством РК о разрешениях и уведомлениях.

Кроме того, нарушения норм и требований (условий, правил, ограничений), установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в число которых входит осуществление лицензируемых видов деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства без лицензии, допущенные ее субъектами, влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

В данной статье разберем, как правильно определить категорию лицензии на проектирование и строительно-монтажные работы (далее – СМР), аттестацию экспертов для осуществления инжиниринговых услуг, а также проведения экспертизы градостроительной, предпроектной и проектно-сметной документации (далее – ПСД) исходя из технической сложности объекта, строительство которого необходимо осуществить.

Проектная деятельность и СМР

Отдельные виды деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РК о разрешениях и уведомлениях.

Физические и юридические лица для осуществления проектной деятельности и СМР в сфере архитектуры, градостроительства и строительства делятся на следующие категории:

  • I категория – осуществляют вышеуказанную деятельность на объектах всех уровней ответственности в рамках имеющейся лицензии;
  • II категория – осуществляют вышеуказанную деятельность на объектах второго и третьего уровней ответственности, а также работы на объектах первого уровня ответственности в рамках имеющейся лицензии по договорам субподряда;
  • III категория – осуществляют вышеуказанную деятельность на объектах второго технически несложного и третьего уровней ответственности, а также работы на объектах первого и второго уровней ответственности в рамках имеющейся лицензии по договорам субподряда.
Уровень ответственности объекта строительства определяется в соответствии с Правилами определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам (утверждены приказом Министра национальной экономики РК от 28 февраля 2015 года № 165).
Уровень ответственности объекта строительства определяется в соответствии с Правилами определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам (утверждены приказом Министра национальной экономики РК от 28 февраля 2015 года № 165).
Бесплатно скачать и ознакомиться с Правилами определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам

К технически сложным объектам (комплексам) относятся все здания и сооружения:

  • первого (повышенного) уровня ответственности;
  • второго (нормального) уровня ответственности.

К технически несложным объектам (комплексам) относятся все здания и сооружения:

  • второго (нормального) уровня ответственности, не относящиеся к технически сложным;
  • третьего (пониженного) уровня ответственности.
Таким образом, из вышеуказанного следует, что: ► для объектов первого (повышенного) уровня ответственности допускается лицензия на проектирование и строительство только I категории;
► для объектов второго (нормального) уровня ответственности допускается лицензия I и II категории;
► для объектов второго (нормального) уровня ответственности, не относящихся к технически сложным, и третьего (пониженного) уровня ответственности допускается лицензия I, II и III категории.
Таким образом, из вышеуказанного следует, что: ► для объектов первого (повышенного) уровня ответственности допускается лицензия на проектирование и строительство только I категории; ► для объектов второго (нормального) уровня ответственности допускается лицензия I и II категории; ► для объектов второго (нормального) уровня ответственности, не относящихся к технически сложным, и третьего (пониженного) уровня ответственности допускается лицензия I, II и III категории.

Отнесение физических и юридических лиц к определенной категории осуществляется лицензиаром при выдаче лицензии в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к проектной деятельности и СМР в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, и указывается в особых условиях действия лицензии.

Заявители, подавшие заявление на получение лицензии на проектную деятельность и СМР, и лицензиаты, осуществляющие данные виды деятельности, должны иметь в своем составе аттестованных инженерно-технических работников.

Совмещение работы аттестованными инженерно-техническими работниками, участвующими в процессе проектирования и строительства, в других организациях, осуществляющих указанные виды деятельности, не допускается.
Совмещение работы аттестованными инженерно-техническими работниками, участвующими в процессе проектирования и строительства, в других организациях, осуществляющих указанные виды деятельности, не допускается.

Инжиниринговые услуги

Инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности – это комплекс услуг (технический и авторский надзор), обеспечивающий подготовку и осуществление строительства с целью достижения оптимальных проектных показателей.

Авторский надзор в обязательном порядке осуществляется в течение всего периода строительства (реконструкции, реставрации, расширения, технического перевооружения, модернизации, капитального ремонта) объекта либо консервации строительства незавершенных объектов за счет средств, предусматриваемых в проектной документации (ПСД) на строительство объектов в соответствии с действующими нормативами.

Технический надзор осуществляется заказчиком самостоятельно и (или) с привлечением экспертов, имеющих соответствующий аттестат на право осуществления инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, за счет средств, предусматриваемых в ПСД на строительство объектов в соответствии с действующими нормативами.

В соответствии с Правилами аттестации экспертов, осуществляющих экспертные работы и инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденными приказом Министра национальной экономики РК от 27 ноября 2014 года № 114, эксперты по осуществлению авторского надзора подразделяются по следующим специализациям:

  • по объектам первого уровня ответственности – в части архитектуры;
  • по объектам первого уровня ответственности – в части несущих и ограждающих конструкций;
  • по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части архитектуры;
  • по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части несущих и ограждающих конструкций.
Бесплатно скачать и ознакомится с Правилами аттестации экспертов, осуществляющих экспертные работы и инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденными приказом Министра национальной экономики РК от 27 ноября 2014 года № 114

Эксперты по осуществлению технического надзора подразделяются на следующие специализации:

  • по объектам первого уровня ответственности – в части несущих и ограждающих конструкций;
  • по объектам первого уровня ответственности – в части инженерных сетей;
  • по объектам первого уровня ответственности – в части технологического оборудования;
  • по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части несущих и ограждающих конструкций;
  • по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части инженерных сетей;
  • по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части технологического оборудования.

Таким образом, на объектах первого (повышенного) уровня ответственности инжиниринговые услуги технического и авторского надзора осуществляются при наличии экспертов с аттестатом только по объектам первого (повышенного) уровня ответственности.

На объектах второго и третьего уровней ответственности осуществление услуг технического и авторского надзора допускается при наличии экспертов с аттестатом первого, второго и третьего уровней ответственности.

Государственные закупки услуг авторского надзора осуществляются на основании подпункта 48) пункта 3 статьи 39 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон) с потенциальным поставщиком, являющимся автором проекта.
Государственные закупки услуг авторского надзора осуществляются на основании подпункта 48) пункта 3 статьи 39 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон) с потенциальным поставщиком, являющимся автором проекта.

Государственные закупки услуг технического надзора осуществляются способами, предусмотренными Законом.

На технически и технологически сложных объектах первого и второго уровней ответственности технический надзор должен производиться аккредитованными юридическими лицами, имеющими в своем составе не менее 3 экспертов, имеющих аттестат на выполнение технического надзора соответствующего уровня ответственности.

Физические лица, имеющие аттестат эксперта технического надзора, осуществляют деятельность на объектах технически несложных второго и третьего уровней ответственности.

Таким образом, на объектах первого (повышенного) и второго (нормального) уровней ответственности услуги технического надзора вправе осуществлять только аккредитованные юридические лица.

На объектах второго технически несложного и третьего уровней ответственности услуги технического надзора вправе осуществлять как аккредитованные юридические лица, так и физические лица (ИП).

Физические лица и аккредитованные юридические лица при осуществлении деятельности по техническому надзору обязаны иметь на праве собственности или аренды средства измерений и контроля, нормативную документацию и аккредитованную лабораторию (привлеченную).

Экспертиза проектов строительства объектов

Комплексная вневедомственная экспертиза проектов в области строительства объектов проводится экспертными организациями и осуществляется экспертами, аттестованными по соответствующим разделам (частям) ТЭО или ПСД.

Комплексная градостроительная экспертиза проектов в области градостроительного планирования территорий проводится экспертными комиссиями или экспертными группами, в состав которых включаются эксперты, аттестованные по соответствующим разделам (частям) проектов. При этом могут привлекаться для участия в комплексной градостроительной экспертизе в качестве консультантов специалисты проектных организаций, специализированных научно-исследовательских институтов.

Экспертиза проектов подразделяется на следующие виды:

  • экспертиза проектов (комплексная вневедомственная экспертиза ТЭО и ПСД), предназначенных для строительства, осуществляемая аккредитованными экспертными организациями или экспертами, имеющими соответствующий аттестат;
  • комплексная вневедомственная экспертиза проектов строительства (ТЭО и ПСД), отнесенная к государственной монополии;
  • комплексная градостроительная экспертиза – обязательная экспертиза градостроительных проектов различного уровня, осуществляемая:

– экспертными комиссиями, образуемыми уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства, по проектам, утверждаемым Правительством РК;

– экспертными группами, образуемыми соответствующими местными исполнительными органами по проектам, утверждаемым маслихатами;

  • межгосударственная экспертиза проектов, представляющих взаимный интерес для двух и более государств – участников соответствующих международных договоров по проектированию и строительству объектов или градостроительному планированию смежных приграничных территорий, осуществляемая международными экспертными комиссиями, создаваемыми уполномоченными органами заинтересованных государств.

Остановимся подробнее на комплексной вневедомственной экспертизе проектов строительства, отнесенной к государственной монополии.

Читайте также статью по теме на нашем Яндекс Дзен канале Приобретение товара субъектами естественных монополий

К государственной монополии относится комплексная вневедомственная экспертиза проектов (ТЭО и ПСД) для:

  • строительства новых производственных зданий и сооружений, относящихся к потенциально опасным объектам строительства, а также новых технически и (или) технологически сложных объектов, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования;
  • реконструкции, расширения, модернизации, технического перевооружения и капитального ремонта существующих объектов, финансируемых за счет бюджетных средств и иных форм государственных инвестиций, отнесенных:

– к потенциально опасным;

– технически и (или) технологически сложным.

Комплексную вневедомственную экспертизу, относящуюся к государственной монополии по объектам первого (повышенного) и второго (нормального) уровней ответственности, осуществляет государственная экспертная организация (РГП на ПХВ «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (РГП «Госэкспертиза»)).
Комплексную вневедомственную экспертизу, относящуюся к государственной монополии по объектам первого (повышенного) и второго (нормального) уровней ответственности, осуществляет государственная экспертная организация (РГП на ПХВ «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (РГП «Госэкспертиза»)).

Аккредитованные экспертные организации проводят обязательную комплексную вневедомственную экспертизу проектов (ТЭО и ПСД), предназначенных для строительства, на объектах технически несложных второго и третьего уровней ответственности.

Государственные закупки комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства, отнесенной к государственной монополии, то есть по объектам потенциально опасным и технически и (или) технологически сложным, осуществляются на основании подпункта 36) пункта 3 статьи 39 Закона.
Государственные закупки комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства, отнесенной к государственной монополии, то есть по объектам потенциально опасным и технически и (или) технологически сложным, осуществляются на основании подпункта 36) пункта 3 статьи 39 Закона.

Государственные закупки комплексной вневедомственной экспертизы по технически несложным объектам осуществляются способами, предусмотренными Законом.

Экспертные организации должны иметь в своем составе не менее 5 экспертов, аттестованных по специализациям, соответствующим основным разделам проекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что определение категории разрешения (лицензии) при проектировании и строительстве, а также вид аттестата экспертов инжиниринговых услуг и экспертизы проектов напрямую зависят от вида уровня ответственности объекта строительства.

При осуществлении государственных закупок в области строительства для исключения риска отмены закупки из-за неверного установления требования по наличию разрешения (лицензии) и срыва сроков осуществления процесса строительства в целом необходимо в точности определять уровень ответственности объекта строительства.

Бесплатно скачать и ознакомиться с Определениями разрешения (лицензии) исходя из уровня ответственности объекта строительства

Источник: Электронный журнал "Государственный заказ. Вопросы и ответы"

Автор Е. Н. ЗОТОВА,руководитель материальной группы ГУ «Отдел образования» Костанайского района
Автор Е. Н. ЗОТОВА,руководитель материальной группы ГУ «Отдел образования» Костанайского района