ГЛАВНОЕ В СТАТЬЕ:
Строительством является строительство новых, а также расширение, модернизация, техническое перевооружение, реконструкция, реставрация и капитальный ремонт существующих объектов.
При осуществлении государственных закупок работ по строительству либо разработке технико-экономического обоснования (далее – ТЭО), проектно-сметной документации и градостроительных проектов, а также инжиниринговых услуг (авторский и технический надзор) обязательным требованием, предъявляемым к потенциальному поставщику, является наличие соответствующего разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством РК о разрешениях и уведомлениях.
Кроме того, нарушения норм и требований (условий, правил, ограничений), установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в число которых входит осуществление лицензируемых видов деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства без лицензии, допущенные ее субъектами, влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.
В данной статье разберем, как правильно определить категорию лицензии на проектирование и строительно-монтажные работы (далее – СМР), аттестацию экспертов для осуществления инжиниринговых услуг, а также проведения экспертизы градостроительной, предпроектной и проектно-сметной документации (далее – ПСД) исходя из технической сложности объекта, строительство которого необходимо осуществить.
Проектная деятельность и СМР
Отдельные виды деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РК о разрешениях и уведомлениях.
Физические и юридические лица для осуществления проектной деятельности и СМР в сфере архитектуры, градостроительства и строительства делятся на следующие категории:
- I категория – осуществляют вышеуказанную деятельность на объектах всех уровней ответственности в рамках имеющейся лицензии;
- II категория – осуществляют вышеуказанную деятельность на объектах второго и третьего уровней ответственности, а также работы на объектах первого уровня ответственности в рамках имеющейся лицензии по договорам субподряда;
- III категория – осуществляют вышеуказанную деятельность на объектах второго технически несложного и третьего уровней ответственности, а также работы на объектах первого и второго уровней ответственности в рамках имеющейся лицензии по договорам субподряда.
Бесплатно скачать и ознакомиться с Правилами определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам
К технически сложным объектам (комплексам) относятся все здания и сооружения:
- первого (повышенного) уровня ответственности;
- второго (нормального) уровня ответственности.
К технически несложным объектам (комплексам) относятся все здания и сооружения:
- второго (нормального) уровня ответственности, не относящиеся к технически сложным;
- третьего (пониженного) уровня ответственности.
Отнесение физических и юридических лиц к определенной категории осуществляется лицензиаром при выдаче лицензии в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к проектной деятельности и СМР в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, и указывается в особых условиях действия лицензии.
Заявители, подавшие заявление на получение лицензии на проектную деятельность и СМР, и лицензиаты, осуществляющие данные виды деятельности, должны иметь в своем составе аттестованных инженерно-технических работников.
Инжиниринговые услуги
Инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности – это комплекс услуг (технический и авторский надзор), обеспечивающий подготовку и осуществление строительства с целью достижения оптимальных проектных показателей.
Авторский надзор в обязательном порядке осуществляется в течение всего периода строительства (реконструкции, реставрации, расширения, технического перевооружения, модернизации, капитального ремонта) объекта либо консервации строительства незавершенных объектов за счет средств, предусматриваемых в проектной документации (ПСД) на строительство объектов в соответствии с действующими нормативами.
Технический надзор осуществляется заказчиком самостоятельно и (или) с привлечением экспертов, имеющих соответствующий аттестат на право осуществления инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, за счет средств, предусматриваемых в ПСД на строительство объектов в соответствии с действующими нормативами.
В соответствии с Правилами аттестации экспертов, осуществляющих экспертные работы и инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденными приказом Министра национальной экономики РК от 27 ноября 2014 года № 114, эксперты по осуществлению авторского надзора подразделяются по следующим специализациям:
- по объектам первого уровня ответственности – в части архитектуры;
- по объектам первого уровня ответственности – в части несущих и ограждающих конструкций;
- по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части архитектуры;
- по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части несущих и ограждающих конструкций.
Бесплатно скачать и ознакомится с Правилами аттестации экспертов, осуществляющих экспертные работы и инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденными приказом Министра национальной экономики РК от 27 ноября 2014 года № 114
Эксперты по осуществлению технического надзора подразделяются на следующие специализации:
- по объектам первого уровня ответственности – в части несущих и ограждающих конструкций;
- по объектам первого уровня ответственности – в части инженерных сетей;
- по объектам первого уровня ответственности – в части технологического оборудования;
- по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части несущих и ограждающих конструкций;
- по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части инженерных сетей;
- по объектам второго и третьего уровней ответственности – в части технологического оборудования.
Таким образом, на объектах первого (повышенного) уровня ответственности инжиниринговые услуги технического и авторского надзора осуществляются при наличии экспертов с аттестатом только по объектам первого (повышенного) уровня ответственности.
На объектах второго и третьего уровней ответственности осуществление услуг технического и авторского надзора допускается при наличии экспертов с аттестатом первого, второго и третьего уровней ответственности.
Государственные закупки услуг технического надзора осуществляются способами, предусмотренными Законом.
На технически и технологически сложных объектах первого и второго уровней ответственности технический надзор должен производиться аккредитованными юридическими лицами, имеющими в своем составе не менее 3 экспертов, имеющих аттестат на выполнение технического надзора соответствующего уровня ответственности.
Физические лица, имеющие аттестат эксперта технического надзора, осуществляют деятельность на объектах технически несложных второго и третьего уровней ответственности.
Таким образом, на объектах первого (повышенного) и второго (нормального) уровней ответственности услуги технического надзора вправе осуществлять только аккредитованные юридические лица.
На объектах второго технически несложного и третьего уровней ответственности услуги технического надзора вправе осуществлять как аккредитованные юридические лица, так и физические лица (ИП).
Физические лица и аккредитованные юридические лица при осуществлении деятельности по техническому надзору обязаны иметь на праве собственности или аренды средства измерений и контроля, нормативную документацию и аккредитованную лабораторию (привлеченную).
Экспертиза проектов строительства объектов
Комплексная вневедомственная экспертиза проектов в области строительства объектов проводится экспертными организациями и осуществляется экспертами, аттестованными по соответствующим разделам (частям) ТЭО или ПСД.
Комплексная градостроительная экспертиза проектов в области градостроительного планирования территорий проводится экспертными комиссиями или экспертными группами, в состав которых включаются эксперты, аттестованные по соответствующим разделам (частям) проектов. При этом могут привлекаться для участия в комплексной градостроительной экспертизе в качестве консультантов специалисты проектных организаций, специализированных научно-исследовательских институтов.
Экспертиза проектов подразделяется на следующие виды:
- экспертиза проектов (комплексная вневедомственная экспертиза ТЭО и ПСД), предназначенных для строительства, осуществляемая аккредитованными экспертными организациями или экспертами, имеющими соответствующий аттестат;
- комплексная вневедомственная экспертиза проектов строительства (ТЭО и ПСД), отнесенная к государственной монополии;
- комплексная градостроительная экспертиза – обязательная экспертиза градостроительных проектов различного уровня, осуществляемая:
– экспертными комиссиями, образуемыми уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства, по проектам, утверждаемым Правительством РК;
– экспертными группами, образуемыми соответствующими местными исполнительными органами по проектам, утверждаемым маслихатами;
- межгосударственная экспертиза проектов, представляющих взаимный интерес для двух и более государств – участников соответствующих международных договоров по проектированию и строительству объектов или градостроительному планированию смежных приграничных территорий, осуществляемая международными экспертными комиссиями, создаваемыми уполномоченными органами заинтересованных государств.
Остановимся подробнее на комплексной вневедомственной экспертизе проектов строительства, отнесенной к государственной монополии.
Читайте также статью по теме на нашем Яндекс Дзен канале Приобретение товара субъектами естественных монополий
К государственной монополии относится комплексная вневедомственная экспертиза проектов (ТЭО и ПСД) для:
- строительства новых производственных зданий и сооружений, относящихся к потенциально опасным объектам строительства, а также новых технически и (или) технологически сложных объектов, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования;
- реконструкции, расширения, модернизации, технического перевооружения и капитального ремонта существующих объектов, финансируемых за счет бюджетных средств и иных форм государственных инвестиций, отнесенных:
– к потенциально опасным;
– технически и (или) технологически сложным.
Аккредитованные экспертные организации проводят обязательную комплексную вневедомственную экспертизу проектов (ТЭО и ПСД), предназначенных для строительства, на объектах технически несложных второго и третьего уровней ответственности.
Государственные закупки комплексной вневедомственной экспертизы по технически несложным объектам осуществляются способами, предусмотренными Законом.
Экспертные организации должны иметь в своем составе не менее 5 экспертов, аттестованных по специализациям, соответствующим основным разделам проекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что определение категории разрешения (лицензии) при проектировании и строительстве, а также вид аттестата экспертов инжиниринговых услуг и экспертизы проектов напрямую зависят от вида уровня ответственности объекта строительства.
При осуществлении государственных закупок в области строительства для исключения риска отмены закупки из-за неверного установления требования по наличию разрешения (лицензии) и срыва сроков осуществления процесса строительства в целом необходимо в точности определять уровень ответственности объекта строительства.
Бесплатно скачать и ознакомиться с Определениями разрешения (лицензии) исходя из уровня ответственности объекта строительства
Источник: Электронный журнал "Государственный заказ. Вопросы и ответы"