Жан-Батист Мольер создал свою бессмертную комедию "Тартюф" в 1664 году - в эпоху расцвета абсолютизма и власти короля-солнце Людовика XIV. Главны герой пьесы - человек по имени Тартюф, поступивший на службу к знатному дворянину Орагону. Этот святоша настолько сумел втереться в доверие к вельможе,что тот не только отписал ему все имущество, но и задумал отдать лицемеру в жены единственную дочь. К мнению остальных домочадцев, которые видели истинное лицо Тартюфа, Орагон не прислушался и в результате, чуть было не остался без имения и богатства,но и почти угодил в тюрьму.
Ведь ему пришло в голову доверить Тартюфу страшный секрет - его брат состоял в группе заговорщиков против короны. Когда глаза Орагона все-таки открылись, правда ради этого его жене пришлось практически пожертвовать своей честью, Тартюф открыл свое истинное лицо - он написал донос королю на Орагона как на заговорщика.
Но король в литературе эпохи Классицизма - сама мудрость и справедливость, поэтому Мольер, вполне следуя этому постулату заканчивает свою комедию тем, что король своим указом арестовывает Тартюфа, а не Орагона и в придачу отменяет передачу всего имущества разбойнику. Таким образом благодаря просвещенному монарху, в руках которого сосредоточена вся власть, зло в лице Тартюфа повержено, а добро торжествует.
Что же мы видим в фильме Яна Фрида? Прекрасный двухсерийный фильм, который очень близок к оригиналу пьесы, так что даже музыкальные номера органично вплетаются в сюжет комедии. Но вот концовка здесь совсем не мольеровская. Да, Орагон и его домачадцы спасены королевским указом, а Тартюфа собираются арестовать, но в последний момент он выпрыгивает в окно и скрывается от преследователей, напевая песню, адресованную уже современному зрителю:
Я буду жить
Пока живут все те, кто верит пышным фразам,
И те лгуны, что нас зовут
Вселенский рай построить разом.
Я буду жить
Пока врага иметь нам выгодней, чем друга,
И по чинам дают блага
Куда быстрей, чем по заслугам.
Я буду жить
Пока на дно не канет ханжество святое,
Пока мы думаем одно,
А говорим совсем другое.
Я дураков найду всегда,
Не стало меньше их с годами.
До самой скорой встречи с вами!
До скорой встречи, господа!"
фраза из фильма "Тартюф" Яна Фрида
И тут мы понимаем, что комедия Мольера бессмертна, как и его образ лицемерного ханжи Тартюфа и наивного Орагона. Для нас иной финал оказался бы крайне неубедительным. А вот сам Мольер вряд ли бы его оценил, ведь тогда роль просвещенного монарха, который был центром все литературы Классицизма, просто теряется. Он не победил зло, Тартюф сбежал, и король вовсе не всесилен, как это представлялось любому человеку того времени.
все фото и изображения взяты из открытых источников
Замечательно, что современное кино обращается к классическим сюжетам, переосмысливая их по-новому. По-моему, весьма талантливый фильм "Тартюф", снятый в 1992 году тому подтверждение.
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Всего вам доброго.