Найти тему
Твой репетитор

Любимая секта интеллигенции

Оглавление
Больше ста лет назад Марина Цветаева написала в стихотворении “Семь холмов”:

Провожай же меня весь московский сброд,
Юродивый, воровской, хлыстовский!
Поп, крепче позаткни мне рот
Колокольной землёй московскою!

В другом месте М.Цветаева называет А. Ахматову “богородицей хлыстовской”. О хлыстах часто пишет Н. Клюев и другие поэты.

Кто такие хлысты

Почему Цветаева и ее современники часто упоминали их, находили вдохновение в “хлыстовских” образах?

Хлысты, или христы, были одной из самых известных сект до революции наряду со скопцами или молоканами. Они были распространены по всей территории России, и о них существовал стойкий стереотип, что они устраивают массовые оргии.

Однако эта секта стала известна прежде всего благодаря мифам о Григории Распутине, который, якобы, состоял в ней. Образ жизни Распутина породил слухи о том, что в секте происходят оргии и другие беспорядочные половые связи. О хлыстовском прошлом “старца” существует много свидетельств, но достоверно ничего об этом неизвестно. Косвенно об этом свидетельствует факт того, что императрица в переписке с мужем называла Распутина “Божьим человеком”, а именно так хлысты называют себя. Весьма похожими на хлыстовские обряды были и знаменитые пьяные пляски, которые устраивал Распутин.

Почему возникла эта секта?

Официальная церковь всегда защищала прежде всего свои интересы, а ее деятельность часто была далека от заповедей Христа. Поэтому многие люди создавали свои "церкви", где старались приблизиться к Богу и достичь блаженства. Подобные секты существовали и продолжают существовать во всех частях света.

До сих пор неизвестно происхождение их названия. Одни считают, что они хлестали друг друга, другие убеждены в том, что хлысты считали себя Христами. Второй вариант ближе к истине.

Хлысты верили в то, что Христос или Богородица могут воплотиться в человеке, это противоречило официальной религии, за что церковь постоянно их преследовала.

Они верили в то, что соблюдение обрядов и постов совсем необязательно для спасения души. Хлысты жили в аскетизме, не вступали в брак, они спокойно обменивались сексуальными партнерами. Для чего нужны были такие странные требования? Они все считали друг друга братьями, ближними, а Христос завещал людям жить в братской любви, делиться всем друг с другом.

Все ли люди могли стать Христом или Богородицей?

Конечно, нет. Ими становились только предводители общины, наиболее уважаемые, по мнению большинства, люди. Женщины тоже могли быть во главе общины, что было вообще неслыханно для традиционной культуры.

Свои сообщества они называли кораблями, а предводителей - кормщиками. Эта традиция так же объяснима, в Библии много упоминаний кораблей, например, ковчега Ноя, да и в церкви центральный зал называется неф - от греческого "корабль". Как избранные, они находятся на ковчеге и плывут через море, чтобы спастись.

Сохранилось множество свидетельств, а одно из самых подробных оставил епархиальный миссионер в Херсоне М.А. Кальнев, который проповедовал официальное православие среди нехристиан или еретиков. В своем рассказе “На радении у хлыстов” он описывает “богослужение” в секте:

кто-то сказал: «довольно, идет»! – и все мигом стихло. Чрез минуту отворилась дверь, и на пороге показался вожак корабля Степан Егорович Баканов. Это – старик глубоких лет, низкого роста, но коренастый, еще крепкий, с окладистой бородой, приятным русским лицом. Он одет был в длинную, цветную, русскую рубаху, перехваченную узким пояском. Движения его несколько нервны и резки, обличавшие в нем главаря собравшихся сектантов, которые, видно, привыкли не только слушать его, но и повиноваться.
– Мир беседушке вашей, родимые детушки, – обратился Баканов к собранию. – Что, попели немножко Господу?
– Да, родимый, поджидая вас, немного пели, – ответил за всех Василий.
– Доброе дело.
В дверях показалась за Бакановым целая толпа хлыстов. Все стали подходить к старику и кланяться в землю со словами: «мир дому сему и живущему в нем со Отцом и Сыном, и Св. Духом. Простите, Христа ради, родимый»! Баканов каждому отвечал таким же поклоном и словами: «Бог простит», после чего с каждым целовался"

У хлыстов есть много сходств с восточными мистическими учениями. Все материальное они считали порождением Сатаны, а духовное - божественным, поэтому отвергали такие земные порождения, как государство, церковь, армию. Они никогда не женились и спокойно обменивались женщинами, так что часто было невозможно установить отцовство детей. Именно этот факт являлся одной из главных причин их преследования со стороны светской и церковной властей.

Хлысты действительно собирались все вместе в закрытых помещениях, чаще всего в банях, и под воздействием горящих трав могли бить и хлестать друг друга, кружиться, скакать и плясать,чтобы войти в экстаз. Это называлось “радением”, таким образом, по их мнению, они соединялись с Богом, служили ему. Им приписывали совершение массовых совокуплений, хотя они не были обязательной частью обряда, хотя хлысты считали, что возбуждение во время экстаза означает божественную благодать.

В «соборе» поднялся невыразимый шум и гам беснующихся сектантов. Мне казалось, что я во сне все это вижу, но поражающая действительность говорила другое. Жутко было смотреть, как в полутьме одни, молча, с поникшими головами, с сосредоточенностью умопомешанных, без отдыха вертелись на месте уже часа 2–3; другие, крепко обнявшись, старались превзойти друг друга в быстроте неистовых движений; третьи, будто сердясь на кого-то, отрывисто вскрикивали; но особенно жутко было смотреть, как четвертые, достигнув, очевидно, полного возбуждения, вертелись, все время бессмысленно смотря в потолок и смеясь куда-то в неопределенное пространство. Отовсюду то и дело слышалось: «веселей, веселей»! «ну, давай, братцы, ну, давай»! «вот так, братцы, вот так»!
Так описывал собрание хлыстов М.А.Кальнев.

Описанные обряды и нравы могут легко вызвать удивление и отторжение, показаться дикими. Что же привлекательного тогда находила творческая интеллигенция в этой секте? Исследователь А.М. Эткинд в монографии “Хлыст: секта, литература и революция” “ так отвечает на этот вопрос:

" Сопротивление Просвещению сочетало общий для романтической эпохи протест против рационализма со специфическим для России протестом против Запада. Позитивным выходом, соединившим обе эти критические интенции, стало открытие русских мистических сект. Начиная со Смутного времени и кончая Серебряным веком, отечественная мистика религиозного сектантства оказывала возрастающее влияние на русскую цивилизацию. Это влияние соответствовало не активности и распространенности сект, а позиции, с которой воспринимали их люди культуры. Экзотизируя секты, преувеличивая их статистику и радикализуя их мифы, русская этнография обещала революции огромные, тайные, нигде более не существующие ресурсы"