В поисках дополнительного источника прибыли мобильные операторы могут обманывать клиентов.
Подобными деяниями промышляют все крупные операторы. Самое интересное, что методы обмана клиентов везде одинаковые. Сегодня мы рассмотрим популярные схемы по одурачиванию пользователей.
Почему операторы так делают?
Причиной настолько наглого поведения является жадность и законодательство, которое в должной мере не наказывает нарушителя. Если внимательно прочесть КоАП РФ, можно заметить, что максимальное возможное наказание предусмотрено статьей 3 (14.1 КоАП РФ). Сумма взыскания «за нарушение условий, предусмотренных лицензией» составляет от 30 000 до 40 000 рублей.
Таким образом, сотовому оператору легче заплатить штраф, чем отказаться наживаться на клиентах. Для улучшения ситуации требуются более серьезные меры наказания.
Навязывание дополнительных услуг
Под дополнительными услугами подразумеваются любые предложения, выходящие за рамки тарифного плана. Например, по истечению лимитов тарифного плана сообщения, разговоры и интернет становятся платными. Этот «дополнительный пакет», который стоит дороже обычного, часто подключается автоматически. Важно следить за остатками минут, SMS и интернета или просто отключить автоматическое продление в личном кабинете.
Этот пример является наиболее явным из всех, что попадают под данную категорию. Раньше было еще забавнее – абоненту могли ежедневно присылать по анекдоту в обмен за небольшую абонентскую плату.
«Тихая» смена условий тарифа
«Тихая» смена условий тариф — период, когда обслуживаемый тарифный план закрывается, а абонента автоматически переводят на другой пакет. Как правило, это самое невыгодное предложение. В качестве подарка клиента подключают к массе ненужных сервисов, за которые надо платить.
Другой вариант — сообщают о подорожании тарифа на 15%. Обратите внимание, что подобные действия являются законными. В договоре, подписанном при оформлении SIM карты, обычно сказано, что оператор имеет право изменять условия тарифного плана в одностороннем порядке. Главное — уведомить клиента за 10 дней до изменения.
Бесплатные и платные услуги
Более хитрый способ обмана — бесплатная услуга, которая со временем станет платной. Самый очевидный пример — мелодия на гудок. Изначально эта функция носит чисто ознакомительных характер (без оплаты), а через месяц эта услуга будет стоить денег, если абонент вручную от нее не откажется. Конечно, напрямую никто об этом не говорит.
Аномальные звонки
На некоторых форумах люди жалуются, что бывали случаи, когда служба поддержки самостоятельно набирала абонента. После непродолжительного молчания раздается голос автоответчика. Логично, что человек подумает «здесь какая-то ошибка» и повесит трубку. Однако некоторые пользователя говорят, что после таких звонков у них пропадали деньги с мобильного счета.
Лично мы никогда не сталкивались с подобным явлением, поэтому хотелось бы услышать мнение реально пострадавших людей. Из похожих случаев вспоминается инцидент 10-летней давности, когда знакомому позвонили с обычного номера. 15 секунд молчания, трубка повешена. Через час оказывается, что списано 25 рублей. Тогда особо никто не разбирался, но ситуация вспомнилась. Хочется верить, что сейчас такие махинации недопустимы.
Как же защититься от списания средств сотовыми операторами?
Несколько советов, которые помогут сохранить средства:
1. Не переходить по непонятным ссылкам, внимательно читать все сообщения, приходящие от оператора, найти время позвонить лично в службу поддержки для уточнения непонятной информации.
2. Отказываться от подключения или своевременно отключать услуги с бесплатным промо-периодом.
3. Установить запрет на услуги по коротким номерам и платные подписки или подключить отдельный счет для оплаты контент-провайдеров.
4. Периодически проверять в личном кабинете или в службе поддержки подключенные услуги и подписки.
Немного отступлю и скажу, что пользуюсь еще одним оператором, но очень-очень редко. Банально, позвонить на этого же для сокращения расходов. Не позволяйте себя обманывать, если случилось так, что денежные средства списали вы не знаете куда и зачем, звоните, разбирайтесь, отстаивайте свои права. Сейчас вопрос материального благополучия стоит остро, не нужно раздаривать честно заработанное.
Что делать, если деньги списываются со счета незаконно?
- Звонок оператору. В начале разговора можно упомянуть, что вы записываете его на диктофон. После уточните имя человека, с которым разговариваете. Если в телефонном разговоре вам откажут в возврате денег, тогда переходите ко второму пункту.
- Письменная претензия. Заявление нужно составить в двух экземплярах, которые должны быть подписаны. К претензии приложите копию договора, который вы заключали с оператором, и документы с указанием на факт неисполнения условий договора (это предусмотрено законом «О связи»).
- Важно! Оператор должен выдать вам расписку в том, что получил от вас заявление. Это не позволит ему отрицать факт подачи жалобы с вашей стороны в будущем.
- Срок рассмотрения жалобы оператором – 60 дней. Результаты рассмотрения претензии оператор должен предоставить клиенту в письменной форме.
Если оператор:
- Отклонил претензию,
- согласен утвердить ее лишь частично,
- не дал своего ответа в течение 60 дней,
то вы имеете право обратится в суд. Прежде можно обратиться в такие надзорные ведомства, как Роспотребнадзор, Роскомнадзор и Федеральную антимонопольную службу. Все ведомства принимают заявления как в бумажном, так и в электронном виде на своих сайтах:
Кстати, позиция Роскомнадзора по этому поводу однозначна: навязывание оператором платных услуг клиенту без его согласия – это обман. Такие схемы нарушают правила оказания услуг подвижной связи, которые утверждены постановлением правительства РФ в 2005 году.
Возьмите на заметку
Навязывание платных услуг запрещено законом «О защите прав потребителей» (статья 16) и Правилами оказания услуг подвижной связи (пункт 21).
Если вы не соглашались на оказание платных услуг, то это является нарушением ваших прав как потребителя.
Согласно закону «О связи», претензии оператору можно отправлять в течение полугода со дня, когда вас не удовлетворило качество услуг (выставление счета, неоказанная или навязанная услуга).
В борьбе с СМС-спамом и рекламными сообщениями на вашей стороне стоит Роскомнадзор, ФАС, а также законы «О персональных данных» и «О рекламе». Помните, что смс-рассылка законна только тогда, когда вы лично давали согласие на это.
Жмите палец вверх, подписывайтесь, всем удачи!