Найти в Дзене
Пушкинский музей

Фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Прогулки с Томасом Гейнсборо»: Иностранцы в Лондоне

С 1 по 23 декабря в Пушкинском музее пройдет знаменитый Международный музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". В этом году его программа специально подготовлена к выставке работ великого британского живописца XVIII века Томаса Гейнсборо, которая пройдет в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 3 декабря 2019 по 1 марта 2020. Фестиваль является одним из центральных событий Года музыки Великобритании и России, проводимого Посольством Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета. Билеты и абонементы уже доступны на сайте ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Чтобы вы смогли подготовиться к концертам, мы открываем серию материалов, знакомящих с музыкальной культурой Великобритании. И начнем, пожалуй, с парадокса. Программы двух концертов - "Музыкальная интервенция" (12 декабря) и "Дух Гейнсборо" (13 декабря) состоят из сочинений, авторы которых не англичане. Как так вышло? Рассказываем по порядку.

К XVIII столетию Англия стала одной из самых богатых и преуспевающих стран в мире. Ее столица превратилась не только в крупнейший центр деловой активности, но и своего рода музыкальную Мекку, куда стремились музыканты со всей континентальной Европы: здесь происходили самые интересные события, рождались перспективные идеи и осуществлялись смелые замыслы. Лондон был одержим страстью к музыке, она была доступна всем – от аристократов до самых бедных горожан; концертная жизнь представляла собой удивительное сочетание возвышенного и развлекательного.

Вестминстерское Аббатство и мост. Приезд Лорд-Мэра. 1844. Офорт на стали. Автор оригинала Дж. Робертс. © 2010 ФГУП Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Вестминстерское Аббатство и мост. Приезд Лорд-Мэра. 1844. Офорт на стали. Автор оригинала Дж. Робертс. © 2010 ФГУП Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

В XVIII веке в Британии существовало две культурных стратегии: с одной стороны, всячески привлекались лучшие континентальные силы, с другой стороны, делалось все, чтобы сохранить национальное своеобразие. Интересно, например, что Карл Фридрих Абель, давший свой первый концерт за восемь дней до смерти Генделя и рассчитывавший вскоре получить место придворного музыканта, смог добиться желаемого только при королеве Шарлотте Мекленбург-Стрелицкой, да и то не сразу: при формировании инструментального ансамбля королевы предпочтение отдавалось англичанам. И все же славу английской музыки георгианской эпохи составили иностранные музыканты, большинство из которых были выходцами из Италии и Германии.

Британская столица одной из первых стала осваивать технологии гастрольного менеджмента и международного мышления в организации концертной практики: уже в первой половине XVIII века в Лондоне работали Георг Фридрих Гендель, Джованни Бонончини, Никола Порпора, Франческо Мария Верачини, Франческо Джеминиани, Иоганн Кристоф (Джон Кристофер) Пепуш. Британия и в дальнейшем охотно принимала ярких иностранных музыкантов: имена Йозефа Гайдна, Иоганна Христиана Баха, Карла Фридриха Абеля, Феличе де Джардини в той или иной мере оказались связаны с Лондоном.

Итальянским музыкантам в формировании английского культурного ландшафта принадлежала особая роль: с конца XVII века итальянская культура прочно вошла в моду. В систему образования каждого порядочного джентльмена в обязательном порядке входило путешествие по Апеннинскому полуострову: посетить страну Вергилия, Овидия, Тацита и Тита Ливия, старательно изученных в Кембридже и Оксфорде, считалось делом в высшей степени полезным. Образ Италии стал частью английской культуры, поэтому не случайно, что идеалом музыкального театра в Англии была избрана именно итальянская оперная модель. История английской оперы немыслима без имен певцов Карло Броски (Фаринелли), Джусто Фернандо Тендуччи (Сенезино), примадонн Фаустины Бордони и Франчески Куццони, композиторов Николы Порпоры (музыкального руководителя «Оперы знати», конкурирующей с труппой Генделя) и Джованни Баттисты Бонончини.

Сцена из "Оперы нищего". 1790. Офорт. Автор оригинала У. Хогарт. © 2010 ФГУП Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Сцена из "Оперы нищего". 1790. Офорт. Автор оригинала У. Хогарт. © 2010 ФГУП Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Чрезвычайно успешно работали в Лондоне и итальянские скрипачи-виртуозы. Так, Франческо Джеминиани, который при первой встрече с Георгом I исполнил собственные сонаты первого опуса под аккомпанемент самого Генделя, практически сразу сделал в Англии блестящую карьеру, занимался интенсивной педагогической, методической и издательской деятельностью и даже стал членом одной из влиятельных английских масонских лож; Франческо Мария Верачини выступал как скрипач-виртуоз в перерывах между оперными актами, исполняя инструментальные пьесы, а позже сотрудничал с "Оперой знати" и как композитор: для антрепризы Порпоры он написал несколько сочинений, в числе которых опера "Адриан в Сирии", принятая лондонской публикой с большим энтузиазмом.

С именами немецких музыкантов во многом связано развитие системы концертных антреприз и различных музыкальных обществ. Огромной популярностью пользовались устраиваемые с 1764 года по подписке концерты Иоганна Христиана Баха и Карла Фридриха Абеля. После смерти Баха их место заняли «The Professional Concerts», которыми руководил Вильгельм Крамер, и Концерты Иоганна Петера Саломона. А Иоганн Кристоф Пепуш (1667–1752), автор знаменитой "Оперы нищего" – политической сатиры и пародии на стиль итальянской оперы-сериа, фактически приведшей к банкротству возглавляемой Генделем Королевской академии музыки, – стал основателем первых исторических концертов, создав "Academy of Ancient Music" ("Академию старинной музыки"), просуществовавшую до 1792 года.

Автор: Ольга Филиппова

Также в рамках Года музыки Великобритании и России и фестиваля «Пятницы в Пушкинском» 22 ноября состоится концерт «Арии из ненаписанных опер». Вход по билетам в музей.