Найти тему

ОВЗ-шники: "тянуть" или "легализовать"?

Проблема обучения детей с ОВЗ в обычных школах стоит, действительно, очень остро. Наше государство провозгласило, что все дети должный учится вместе, что инклюзия нужна и важна и… просто заставила школы учить всех вместе.

Думаю, инклюзивное обучение на самом деле штука важная и нужная. Мы всё-таки в 21 веке живём и цивилизованными себя считаем. Но почему-то школы просто бросили на выживание с этой самой инклюзией. Особенно сельские.

Никакого обеспечения инклюзивного образования нет. У нас нет (и не предвидится) специалистов: ни логопедов, ни дефектологов, ни простых медсестёр, ни тьюторов, ни ассистентов… Их просто при нынешней системе финансирования в сельских школах быть не может! А учить мы должны всех. И учим!

Но закон есть, его нужно выполнять, и по сути своей он правилен. Когда в этом году провели в некоторых областях честные экзамены (под видеокамеры) в 9 классе, то увидели, сколько там оказалось учеников, которых просто «тянули» до 9-го класса. А что ещё было с ними делать?

Сейчас есть возможность переводить таких детей на адаптированные программы. И это не плохо. Но опять всё как-то сделано коряво и неполноценно.

Перевести на адаптированную программу может только территориальная ПМПК. Отправить туда ребёнка можно только с согласия родителей. Да и заключение комиссии родители имеют право просто не принести в школу. И зачем тогда, спрашивается, вся эта канитель?

А ведь ребёнку на самом деле будет проще учиться по облегчённой программе. Но убедить в этом родителей очень сложно: живут ещё предрассудки в нашем селе.

Да и комиссии ведут себя не совсем адекватно. Если привезёшь на комиссию ребёнка старше 2-3 класса, воспринимают в штыки. «Раньше нужно было! Теперь только через стационар!» А стационар – это проще говоря, «психушка». Конечно, все родители и дети с радостью побегут туда!

А если привезёшь ребёнка, у которого уже было заключение, но его не перевели на адаптированную программу, вообще не хотят принимать.

Мне эти вещи не понятны. Вам привезли ребёнка (с огромным трудом уговорив родителей), оцените его сегодняшнее состояние и дайте реальное заключение! Какая разница, что было раньше. Ситуации бывают разные.

А детей таких становится всё больше. Смотришь на такого и понимаешь, что не сможет учиться со всеми на одном уровне. Просто не сможет. Зачем же мучить? Но давайте и всю систему приведём в порядок: заложим обеспечение инклюзивного образования, сделаем направление на комиссию от школы обязательным для родителей. Для самих комиссий тоже чётко нужно прописать функционал и сферу ответственности.

Я почему-то думаю, что так всё со временем и будет. Только долго раскачиваться нельзя: дети страдают.

Уважаемые читатели! Не забывайте подписываться на канал и делиться в соцсетях. Мне, как и любому автору, очень важна ваша ответная реакция.
Вступайте в группу наших единомышленников "Сельская школа"