Если каждое утро вы просыпаетесь с этой фразой – у вас синдром профессионального выгорания.
Именно с таким симптомом у нас в центре появилась женщина. Она пришла на консультацию к психологу. В работе применялись метафорические карты. И вот какой результат получился.
Консультацию ведет руководитель Центра Оптимизм Виктория Рябова.
Клиентку зовут Надежда (имя изменено по этическим причинам). У нее свой бизнес – небольшой, но успешный. Доход стабильный. Отношения в коллективе хорошие. В семье глобальных проблем нет.
Надежда:
— Я всегда любила свою работу. Мне было интересно находить что-то новое. Я моталась по обучающим семинарам, и потом все, что узнавала, воплощала в жизнь. А потом как будто перегорела…
Не сразу, конечно. Сначала появились лень и скука. На работу шла радостно, но уже к обеду думала, когда же этот день закончится. Потом эта мысль «жила» во мне уже с утра. А теперь у меня внутри все просто кричит: «Я НЕ ХОЧУ НА РАБОТУ».
Интереса к ней я не потеряла, а работать не хочу. Причем, отдыхать я себе разрешаю, два раза в год обязательно куда-то еду. Люблю театры, прогулки, много плаваю. Но после отпуска и выходных на работу идти еще больше не хочется.
В колоде метафорических карт она находит такую карту ее состояния.
Надежда:
— У меня такое ощущение, что я стараюсь перетащить человека через бездну на свой остров. На моем острове лучше, чем на его. И он вроде тоже хочет сюда, даже руку протягивает. Но у меня такое впечатление, что он ждет, когда я до него дотянусь. А сам, кроме протянутой руку, инициативы проявляет мало.
Мне очень страшно.
Если я потянусь к нему еще больше, я упаду в эту пропасть и погибну. Я держусь за свой островок из последних сил.
Виктория Борисовна задает ей вопрос:
— Что было до того, как сложилась эта ситуация?
Надежда:
— Девушка жила на своем острове и радовалась всему, что там происходило. Она наводила красоту, создавала уют. Молодой человек жил на своем острове, он его «запустил». Там было как-то безжизненно. Но при этом он ничего не делал, чтобы оживить остров. Он завидовал девушке, что у нее такой классный остров. Посидел он немного и стал ныть: «Вот как у тебя хорошо, а я сижу несчастный, никому не нужный». Девушка предложила ему перебраться к ней. Но он отказался: «Совести у тебя нет! Я даже с места сдвинуться не могу. Ты перетащи меня к себе сама. Руку протянуть я еще в силах, а все остальное ты сама должна сделать».
Девушке очень стыдно стало. Как она может так хорошо жить, радоваться и веселиться, когда кому-то так плохо? И бросилась она его перетаскивать на свой остров. Она очень старалась, а ему все было не так: то руку не так протягивает, то лодку нужно было соорудить, чтобы за ним приплыть.
Следующий вопрос:
— А что будет дальше?
Надежда:
— Один вариант: девушка плюнет на молодого человека, перестанет ему руку протягивать, но она уже не сможет веселиться и радоваться, как раньше. Она все время будет думать, что она ему не помогла, и от этого чувствовать себя виноватой.
Второй вариант: она сделает лодку, приплывет на другой остров, заберет молодого человека и привезет к себе. Правда, плыть он ей будет мешать своими советами и критикой, из острова помойку сделает, а она будет метаться по своему любимому месту, пытаясь сохранить порядок, красоту, уют. И от собственного бессилия у нее скоро опустятся руки.
Психолог:
— Интересная у вас история получается. Как думаете, какое она имеет отношение к вашей проблеме – «Я не хочу ходить на работу»?
Надежда:
— Я девушка в первом варианте развития событий. Сижу на своем острове – и радоваться не могу, и вину чувствую, что не дала эту счастливую жизнь другому. Я на работе всем пытаюсь сделать хорошо, удобно, чтобы они тоже были счастливыми. Я только сейчас поняла, что мои сотрудники ничего не делают, а только от меня требуют. У меня салон красоты. Мне все время предъявляют: то кресла не такие, то уборщица плохо убирает...
Что бы я ни делала – а воз и ныне там. Клиентов больше не становится, они иногда уходят недовольные. Сотрудники считают, что во всем виновата Я.
Вопрос:
— Как бы Вы назвали эту картину?
Надежда:
— Бесполезная помощь.
Я:
— Что Вы ждете от этой ситуации?
Надежда:
— Молодой человек встанет и что-то сделает сам, чтобы приплыть на мой остров. Лодку смастерит, мост построит… Все, что нужно для этого, у него на острове есть.
Предлагаю:
— Выберите одну карту вслепую и с ее помощью ответьте на вопрос: за какую историю Вы так цепко держитесь? Что это за история, что нельзя быть счастливым, когда кому-то плохо? И почему надо устраивать счастье другим без их активного участия?
Надежда:
— За стеной происходит что-то очень тревожное, и я должна быть на чеку. Я не могу веселиться и заниматься чем-то своим.
Во-первых, я могу пропустить что-то очень страшное. И когда это страшное произойдет, точнее, будет происходить, мне надо вмешаться и это предотвратить. Правда, я не знаю, как.
Во-вторых, если я отлипну от стенки и займусь своими делами, то те, кто за стеной, придут и скажут, что я бессовестная, что у них очень важное дело, и я им мешаю своим весельем.
Задаю вопрос:
— На какую историю из Вашей жизни – может быть, из детства – это похоже?
Надежда:
— Мама с папой часто выясняли отношения. Но это не были скандалы, они ругались шепотом, но ругались как-то очень страшно. Я не знала и не слышала, о чем они спорят. Но было ощущение, что может произойти «ужас ужасный». Как он выглядит, я не знала, но это напоминало что-то вроде того, что оба родителя исчезнут и я останусь совсем одна. И когда этот ужас приходил, я должна была бежать к ним и делать все, что угодно, только бы они прекратили свои выяснялки.
Еще я очень сильно боялась, что папа разозлится и начнет крушить все подряд. «Все подряд» - это и маму тоже, а потом заодно и меня. Хотя это очень странное ощущение. Я никогда не видела папу агрессивным, дерущимся. Скорее, он был неловким и застенчивым.
А вторая история: когда я вела себя шумно, с точки зрения взрослых, мне говорили: «Замолчи, сядь посиди».
Я:
— Что Вас тянет назад? На какой вопрос Вы не нашли тогда ответа?
Надежда:
— Почему дети всегда должны делать то, что говорят родители. А когда дети делают то, что они хотят, родителям это не нравится, они злятся и наказывают детей.
Я:
— Какой вывод Вы тогда сделали?
Надежда:
— Делать надо только то, что тебя говорят, ничего «своего» делать нельзя. Все, что ты делаешь сама, - это глупости. Если я буду делать то, что нравится, на меня будут злиться и накажут. Мама наказывала меня молчанием, это было ужасно.
Предлагаю найти карту ребенка, который должен делать то, что что говорят родители.
Я:
— Что Вы можете сказать об этом ребенке? Какой он?
Надежда:
— Это очень запуганный ребенок. Он боится что-то делать. Что бы она ни сделала, все равно сделает «не так» и «неправильно», и будет во всем виновата.
Предлагаю найти еще одну карту:
— Это будет карта ребенка, который не чувствует себя виноватым и можем радоваться жизни.
Надежда:
— Мне как будто не хватает разрешения папы делать то, что я хочу, и веселиться. Воспитывала меня всегда мама. Она его ко мне не подпускала, считала, что он недостаточно хорошо может обо мне позаботиться.
Я:
— Давайте сейчас представим, что папа берет плачущую девочку на руки. Что бы он ей сказал, как успокоил?
Надежда:
— Он бы сказал, что меня очень любит. И для него очень важно, чтобы я была веселой, делала все, что хочу, а он за мной присмотрит. Когда мне нужна будет его помощь и поддержка – поможет.
Я:
— Как Вы чувствуете сейчас? Что-то поменялось по отношению к работе?
Надежда:
— У меня появилось желание пойти на работу и там сделать что-то хорошее, веселое. Не для кого-то, а просто так!
Мы еще немного поговорили, что можно сделать веселого. И клиентка пошла воплощать задуманное.