Нуарный киберпанк Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» оставил зрителям массу интересных деталей и пищи для размышления. В конце концов, фильм состоит не только из завораживающих кадров летающих машин, гигантских небоскребов и залитых неоном дождливых улиц. В центре картины лежит мысль о том, что чем ближе человечество к очередному технологическому прорыву, тем меньше оно задумывается о его необходимости, так как цель оправдывает средства. Эту мысль помогают раскрыть репликанты – искусственные формы жизни, которые настолько похожи на людей, что разницу почти невозможно заметить.
Некоторые из них сбегают со своих постов в колонии на окраине галактики, а уставшему от своей работы детективу (Харрисон Форд) приходится начать охоту на них. А пока он бродит по улицам Лос-Анджелеса 2019 года в поисках улик, зрители начинают замечать, что картина при всей глубине своей философии допускает слишком много дыр в сюжете. Зачастую ради красивых сцен авторы жертвуют логикой, и мы собрали основные примеры подобных случаев. Перед вами 10 самых бессмысленных моментов в легендарной классике научно-фантастического жанра.
10. Идентификация репликантов
В самом начале фильма говорится о том, что репликантов можно выявить только в ходе специального теста, определяющего уровень их эмпатии. Когда Холдена отправляют провести тест на Леоне, почему он не узнает его? Чуть позже говорят, что у каждого репликанта есть досье, так как мы видим длинный список их фотографий. И это доказывает, что существует уникальная база данных с лицами всех репликантов.
А если задуматься об идентификации репликантах на улицах, то почему Декард или другие детективы не используют электромагнитные сканеры? У репликантов ведь есть кибернетические компоненты под синтетической плотью, поэтому электромагнитные импульсы точно были бы заметны на сканерах.
9. Декард – репликант?
Одна из центральных загадок фильма заключается в том, что мы до самого конца не можем понять, репликант герой Харрисона Форда или нет. В некоторых сценах он ведет себя как робот, в других же – объясняет концепцию чувств и любви репликанту (Рейчел).
Действительно ли он шестой пропавший репликант, на что дается множество намеков? Если да, то он явно уступает по силе другим: Батти без труда швыряет его в финальных сценах. К тому же, Батти и другие репликанты не узнают его, хотя должны были бы признать в Декарде одного из своих.
8. Недоверие к репликантам
Корпорация Tyrell создавала удивительные искусственные формы жизни, некоторые из которых в итоге организовали восстание в удаленной колонии и превратились в персон нон грата. Это и привело к необходимости формирования отдела «бегущих по лезвию» - охотников на репликантов, выслеживающих киборгов на Земле.
Репликанты под конец своей короткой жизни начинали развивать эмоции, что и стало причиной их непредсказуемости. Чтобы сделать их более предсказуемыми, им внедряли импланты памяти, заставлявшие их думать, что они на самом деле люди. Выходит, это делалось для того, чтобы они не впадали в экзистенциальный кризис, как Рой Батти? Потому что иначе зачем создавать репликантов, которые по факту человечнее людей, если земляне из-за своего недоверия все равно объявили их вне закона?
7. Дизайн репликантов
Обладая теплой на ощупь кожей, лицами, похожими на любое другое лицо в толпе, и воспоминаниями о счастливом детстве, синтетические формы жизни, созданные корпорацией Tyrell, выглядели и вели себя как реальные люди. У них даже шла кровь при ранениях.
Это должно было помочь людям преодолеть свое недоверие, чтобы жить и работать бок о бок с репликантами. Вот только дело в том, что репликантов отправляли на удаленные колонии, где не было людей. Так зачем же им такой дизайн? И если короткие жизненные сроки и воспоминания были встроены в киборгов, чтобы сделать их более послушными, почему корпорация Tyrell не осознала, что репликанты, считающие себя людьми, могут поднять восстание? Любой человек рано или поздно восстанет против рабства, а репликанты фактически и являлись рабами.
6. Недостаток технологий
Одна из главных проблем любого научно-фантастического фильма заключается в том, что технологический прогресс, показанный на экране, связан с тем временем, когда был снят фильм. А поскольку «Бегущий по лезвию» был снят в начале 80-х, в нем показаны технологические достижения, которые, по мнению авторов того времени, уже должны были быть актуальны в 2019 году.
Этим можно объяснить немного устаревшую смесь телевидения и компьютеров, показанную в фильме, однако вышедший в 1982 году «Трон» показывал более продвинутую модель будущего, хотя действие обеих картин развивалось примерно в один период. Кроме того, если в оригинальном «Звездном пути» предсказали создание iPad, то почему в «Бегущем по лезвии» не смогли предсказать автомобили без водителей?
5. Как Батти узнал, кто такой Декард?
В захватывающей кульминации фильма Декард выслеживает Батти, после чего начинается смертельная схватка. Во время боя Батти обращается к Деккарду по имени, хотя до этого не было ни малейшего намека на то, что герой Рутгера Хауэра знал детектива.
Как это вообще возможно? Согласно фанатской теории, Декард был одним из сбежавших репликантов, которого поймали и внедрили ему новые воспоминания. В таком случае Батти мог бы признать в нем бывшего товарища. Согласно другой теории, Батти где-то за кадром проводил расследование, чтобы выйти на убийцу Леона и Зоры.
4. Постоянный дождь
Один из лучших элементов фильма – это окружение и атмосфера. Небо футуристическего Лос-Анджелеса постоянно затянуто мрачными облаками, в городе всегда идет дождь, а улицы полны грязи. Здания здесь такие высокие, что трудно увидеть, где заканчиваются они и где начинается темное небо.
Что же произошло в период с 1982 по 2019 годы? В книге «Снятся ли андроидам электроовцы» Филипп К. Дик рассказывает о ядерной войне, но Ридли Скотт в своем фильме ни разу не упоминает эту тему. В фильме говорится лишь о том, что производители репликантов могли экономить на их выпуске, так как дождь и грязь на улицах помогали скрывать недостатки моделей.
3. Отношения Декарда и Рейчел
Рейчел получилась прагматичным персонажем. Это репликант, сделанный настолько искусно, что она неотличима от человека. Даже лучший охотник на репликантов в Лос-Анджелесе не сразу видит разницу. Выглядит она потрясающе (ведь ее сыграла талантливая Шон Янг), но ее реплики порой неестественны, а сам персонаж в итоге нужен лишь для того, чтобы пробудить эмоции в Декарде.
Она его привлекает, но привлекает ли он ее? Он применяет чуть ли не грубую силу, чтобы добиться от нее эмоционального отклика. Знакомя ее с новыми эмоциями, он пытается сделать ее человечнее людей лишь потому, что она сама не знает, кто она такая. Более того, он готов сбежать вместе с женщиной, которую едва знает, и это невозможно объяснить ничем. В итоге мы приходим к тому, что она – типичный любовный интерес для главного героя и прописана соответствующим образом вопреки логике.
2. Рейчел в списке целей
В начале фильма Декард уже отошел от дел и больше не охотится на репликантов. Капитан Брайант отправляет Гаффа, чтобы тот убедил Декарда вновь начать охоту. А когда чуть позже Леон пытается убить Декарда, появляется Рейчел и стреляет в репликанта из оружия Декарда.
Позже, когда Декард убивает Зору, ему звонит капитан Брайант и говорит, что Рейчел попала в список целей, так как сбежала из корпорации Tyrell. Но за что ее убивать? Почему Декард не мог объяснить, что она сбежала по его просьбе? Он ведь мог сказать, что беспокоится за ее безопасность, ведь она убила одного из своих, помогая охотнику на репликантов.
1. Видение с единорогом
В финальной версии Ридли Скотта, выпущенной в 2002 году Декард засыпает на пианино и ему снится единорог. Он медленно гарцует по лесу в тумане, чего не было в изначальной версии фильма. Чуть позже Гафф оставляет оригами в виде единорога на пороге квартиры Декарда.
Зачем он это делает? Согласно самой популярной теории, Гафф прочел о снах Декарда в его досье, поскольку главный герой является репликантом. Согласно другой теории, Гаффу снятся точно такие же сны, но это крайне маловероятно. Единственной целью сцены с единорогом является попытка заставить зрителей задуматься о том, человек ли Декард или нет.