С весны 2014-го почти ежедневно с фронтов Новороссии приходят сведения о погибших и раненых с обеих сторон. Несмотря на перемирие, Минские соглашения, несмотря на работающую здесь миссию ОБСЕ, перестрелки не прекращаются ни на сутки. И мы, и мир стали привыкать к этим смертям, страсти, некогда бушевавшие, постепенно улеглись.
КОГДА ДОНБАСС ВОЙДЕТ В СОСТАВ РОССИИ
Автор: Павел Шипилин | Дата: 02 Февраль 2017
С весны 2014-го почти ежедневно с фронтов Новороссии приходят сведения о погибших и раненых с обеих сторон. Несмотря на перемирие, Минские соглашения, несмотря на работающую здесь миссию ОБСЕ, перестрелки не прекращаются ни на сутки. И мы, и мир стали привыкать к этим смертям, страсти, некогда бушевавшие, постепенно улеглись.
В последнее время опять разгорелась дискуссия о том, как России следует поступать с непризнанными донецкими республиками. Даже очень квалифицированные эксперты недоумевают, почему высшее российское руководство колеблется и никак не решается сделать шаг, которого все русские люди от него давно ждут: не примет ДНР / ЛНР в состав РФ — по аналогии с Крымом.
По мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, подразумеваемый Минским протоколом сценарий возвращения Донбасса на Украину не реализуем. И предлагает альтернативный вариант: раздать российские паспорта.
Граждане ДНР и ЛНР находятся вне любого юридического поля. Им даже в России легализоваться намного сложнее, чем другим украинским гражданам, потому что Россия не признает бумаги ДНР и ЛНР, а украинские бумаги эти люди получить не могут. Это прямая правовая дискриминация жителей Донбасса, и эту проблему нужно решать как сугубо гуманитарную.
В этом смысле предоставление российского гражданства жителям Донецка и Луганска будет безупречным с международно-правовой точки зрения гуманитарным жестом. Россия даже в рамках Минских договоренностей имеет на это полное право.
С Михаилом Ремизовым согласен политолог и писатель Вадим Самодуров. Ему тоже кажется, что необходимо «начать реализовывать уже неоднократно высказываемую идею о раздаче российских паспортов жителям ДНР и ЛНР. Они не должны находиться в ущемленном положении на территории РФ. А то выходит, что гражданину с украинским паспортом легче устроиться на работу, нежели имеющему паспорт республик».
Вадим Самодуров совершенно разочарован в Минских соглашениях.
Скоро Минские соглашения станут никому не нужны. К ним даже перестанут обращаться риторически, желая призвать Украину к мирному процессу. Причем независимо, победят ли в этом году на выборах во Франции и ФРГ новые силы или нет.
Оба эксперта исходят прежде всего из гуманитарных соображений. Действительно, жителям донбасских республик приходится нелегко. И дело не только в ежедневных обстрелах вроде того, что был в Авдеевке — они лишь добавляют черной краски. Главное, чего не хватает ДНР и ЛНР — правового статуса, без которого сложно наладить хозяйственную жизнь в регионе, торговлю, а значит, обеспечить социально активных людей работой, а стариков пенсиями.
Поэтому идея всеобщей паспортизации жителей Донбасса буквально носится в воздухе. Даже в официальных российских кругах. Например, об этом заявил на встрече в Госдуме с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников.
На Юго-Востоке Украины надо идти по тому пути, по которому мы шли в некоторых ныне независимых государствах или, к примеру, в конфликтных, где большинство имеет российское гражданство. Для этого закрытыми методами надо начинать работать, и здесь мы, Сергей Викторович, рассчитываем, в том числе, на вашу помощь и поддержку, потому что там действительно беда. Люди кричат и говорят, что мы завтра опять останемся одни.
Но Кремль медлит, хотя вроде бы все очевидно. И главный вопрос: почему крымчанам повезло, а дончанам нет? Для того чтобы ответить на этот вопрос, придется вспомнить историю подобных конфликтов.
Среди признанных Россией республик не только Крым (независимым государством он просуществовал несколько часов, которых хватило, чтобы от его имени обратиться с просьбой о присоединении к РФ, которая была удовлетворена), но и Абхазия с Южной Осетией. А вот Приднестровье Россия самостоятельным субъектом не признает. И тому есть серьезная причина.
Дело в том, что Крым до сих пор значится отдельным разделом в украинской конституции, как Абхазия и Южная Осетия — в грузинской. То есть, в правовом смысле все три республики всегда имели особый статус в составе тех государств, в которые они входили. А значит, признавались Организацией объединенных наций.