Кажется, все уже отписались по поводу "Джокера". Попробую все-таки изложить свое мнение, переварив первые впечатления. Соглашусь с теми, кто в восторге от кинематографических достоинств фильма. Хоакин Феникс бесподобен. Режиссура, операторская работа, музыка - все на уровне. И все-таки что-то не дает мне признать этот фильм чуть ли не шедевром, как многие поспешили объявить. Долго думал - и попробую сформулировать.
Первое. Как ни странно в фильме "Джокер" слишком много... Джокера. К Фениксу претензий нет - играет на грани гениальности. Но, скажем честно, уже в первые 15-20 минут он "выложил" весь образ. Такой взгляд, другой взгляд, такая гримаса, другая, посмеялся, потанцевал, показал нелепую походку. Повторюсь, каждый "выход" Феникса - актерский мастер-класс, но образ никак не развивается. Все, что нужно знать о Джокере, изложено в начале фильма - но нам два часа показывают репризы в духе "могу повторить". Даже в самом финале режиссер не удерживается и снова долго-долго показывает крупный план Феникса.
Проблема еще в том, что у Джокера нет достойных "партнеров". Нет антипода, как в "Бэтменах", нет сильного окружения. "Джокер" - двухчасовой бенефис Феникса. Но при всей - повторюсь - мощной игре актера он начинает немного утомлять. Посмеялся в одном эпизоде, втором, третьем, четвертом - но не два же часа экранного времени!
Второе. В "Джокере" некому сопереживать. В любом, даже самом дешёвом боевике с условным Ван Даммом авторы стараются вывести персонаж, пусть и простой, примитивный, на сторону которого встанет зритель. Герою Феникса не сочувствуешь. Холодным разумом отмечаешь филигранную актерскую игру, но ни на секунду не забываешь, что смотришь на артиста, который явно "идет на "Оскар" и демонстрирует всю мощь таланта.
Третье. Фильм снят ровно, без каких-то "взрывов", ударных эпизодов. Кажется, что режиссер сам не любит своего героя, и хладнокровно наблюдает за ним словно за подопытным в лаборатории. Поэтому даже самые вроде бы "шоковые" эпизоды сняты холодно и предсказуемо. Понятно, что сейчас клоун расстреляет наглых клерков в подземке. Что убьет вероломного коллегу. Застрелит телеведущего. Даже моменты "озарений", которые вроде бы должны потрясти зрителя, не вызывают особых эмоций. Ну да, Джокер - сын Томаса Уэйна. Нет, не сын. ну и что?
Четвертое. Если автор не любит своего героя, это отражается на восприятии зрителя. Можно перенести два часа мрачных тонов, физиологически неприятных персонажей, кровищи, безумия - только если в истории брезжит хоть какая-то искра сопереживания, человеческой симпатии. Иначе получается что-то вроде нашей беспросветной "чернухи" эпохи перестройки. Никого не любишь, никого не жаль.
Итог. Я с восторгом смотрел фильм как холодное упражнение в кинематографическом мастерстве. С чисто ремесленной, профессиональней точки зрения все сделано безупречно. Но это бесстрастное кинотворение оставило меня абсолютно равнодушным, не вызвало и тени эмоционального сопереживания. Даже к безвинно убитым "жертвам" - супругам Уэйн. Жаль.
Жаль, правда не их, а то, что я ни-че-го не почувствовал.