Приветствую! В этой статье мы поговорим о максимизации глубины резкости. Фотографии с такой глубиной выглядят крайне эффектно и масштабно. Но сделать подобный прием не совсем просто. Давайте разбираться!
Большие значения диафрагм (закрытая диафрагма) используются в первую очередь для получения большой глубины резкости. Эта техника особенно популярна при съемке пейзажей и архитектурных объектов, где важна каждая деталь - от переднего плана до горизонта. Но одного только закрытого отверстия недостаточно. Для увеличения глубины резкости изображения необходимо установить гиперфокальное расстояние.
Во-первых, необходимо понимать, что глубина резкости не определяется точкой фокусировки. Примерно 1/3 самой резкой области располагается до точки фокусировки (ближе к камере), а 2/3 - за точкой фокусировки (дальше от камеры). Если вы сфокусируетесь на бесконечности, вы потеряете 2/3 потенциальной глубины резкости при любой используемой диафрагме только потому, что ваш объектив не может сфокусироваться дальше бесконечности. Поэтому для максимизации глубины резкости необходимо настроить объектив на более близкую точку фокусировки.
Оптимальная точка фокусировки находится на гиперфокальном расстоянии. Фокусируясь на этой точке, вы получаете максимальную глубину резкости при любой заданной диафрагме. Обычно, когда вы устанавливаете гиперфокальное расстояние, самая дальняя часть изображения, которая все еще находится в фокусе, бесконечность. Ближайшая точка, в которой поддерживается резкость - это половина гиперфокального расстояния. Таким образом, если гиперфокальное расстояние для конкретного объектива и диафрагмы составляет 9,1 м, то установка такого фокуса на изображении даст все, что находится на расстоянии от 4,55 м до бесконечности.
Расчет гиперфокального расстояния
Поскольку гиперфокальное расстояние определяется комбинацией фокусного расстояния и диафрагмы, описать все возможные варианты просто невозможно. Существуют уравнения, которые можно использовать для расчета гиперфокального пространства для любого сочетания фокусного расстояния и диафрагмы. Но пользоваться калькулятором в интернете проще. При расчете учитывается также увеличение фокусного расстояния, которое происходит при использовании цифровой зеркальной фотокамеры с матрицей APS-C или 4/3.
Однако, хотя гиперфокальное расстояние можно рассчитать для любого сочетания фокусного расстояния и диафрагмы, в действительности этот индикатор трудно использовать. Почему? Несмотря на развитие цифровых технологий, многие производители больше не устанавливают шкалу фокусных расстояний на объективы. Даже если объектив имеет шкалу фокусного расстояния, он показывает только определенный диапазон значений. Например, шкала объектива Canon f/1.4 35 мм отражает расстояния 0.3, 0.35, 0.4, 0.5, 0.7, 1 и 3 м и бесконечность. Конечно, это полезно, но если я хочу использовать диафрагму f/16, гиперфокальное расстояние будет 2,59 м, но не на объективе. Это означает, что мы должны действовать приблизительно при установке гиперфокального расстояния. Вы можете вручную установить объектив на расстоянии 3 м, и это очень близко к истине - по крайней мере, лучше, чем просто фокусироваться на бесконечности.
Повышение оптического качества ваших снимков
Этот принцип позволяет использовать объектив с наклоном при малых диафрагмах и получать глубину резкости более высокую, чем это можно было бы предположить. Подобный подход вполне обоснован, но вы можете использовать наклон объектива для повышения качества снимков. У всех объективов есть определенная диафрагма, снимки при которой получаются максимально резкими, и это обычно «на два деления вниз», то есть на два деления вниз от самой малой диафрагмы. На практике большинство объективов дают самые резкие снимки при f/8 или f/11.
Объективы со сдвигом и наклоном полезны также для управления выдержкой. Малые диафрагмы, например f/22, помогут вам увеличить глубину резкости, но для них требуется большая выдержка. Если вы снимаете статичную сцену, выдержка не имеет особого значения. Но при фотографировании движения этот показатель становится более критичным. Предположим, что вы снимаете в пасмурный день, и максимальная выдержка при диафрагменном числе f/22 составляет 1/8 секунды. Используя диафрагменное число f/8 и наклонив объектив вперед, вы получите ту же глубину резкости, но сможете использовать выдержку на три ступени меньше (разница между f/8 и f/22). Поэтому в этом примере вы сможете сделать аналогичный по качеству снимок за 1/60 секунды. Это не только поможет зафиксировать движение, но еще и даст возможность снимать при оптимальной для объектива резкости, благодаря чему должны получиться превосходные кадры.
На этом я заканчиваю свою статью. Надеюсь, она была полезной, и теперь вы имеете представление о таком приеме, как максимизация глубины резкости. Читайте внимательно, изучайте и пробуйте. Желаю успехов! Спасибо за внимание!