Найти в Дзене
История и истории

«Парижский эмират». Какой стала бы Европа, выиграй арабы битву при Пуатье

Оглавление

Я снова про битву при Пуатье или при Туре, как ее принято называть на Западе. В этом сражении, напомню, войско франков под командованием майордома франков Карла Мартелла остановило натиск арабов Абд ар-Рахмана и, по мнению подавляющего большинства опять же западных историков, спасло от исламизации западный мир, а, по версии самых отчаянных из них, предотвратило появление на политической карте Европы Парижского эмирата.

Но все ли так серьезно? Быть может, у Пуатье случилась лишь небольшая приграничная стычка? Давайте разберемся.

Карл Мартелл против мавров - эпизод битвы при Пуатье.
Карл Мартелл против мавров - эпизод битвы при Пуатье.

Без сомнения, исход битвы при Пуатье мифологизирован и героизирован, как и автор победы франков над арабами Карл Мартелл. Другой вопрос, справедливо или нет. Я считаю, что вполне - Мартелл и его копейщики достойны попасть на страницы учебников истории если и не в качестве спасителей западной цивилизации - это все-таки чересчур, то как спасители государства франков (самого мощного государства Европы на тот момент) точно. Рейд наместника Андалусии Абд ар-Рахмана в 732 году не был грабительским набегом, это была хорошо спланированная операция по уничтожению наиболее сильного противника. Об этом говорит хотя бы численность задействованных войск. Хронисты говорят о 80 тысяч арабов и берберов, отправившихся в поход, но даже если их было в два-три раза меньше - это также очень серьезные масштабы для раннего Средневековья. Очевидно Омейяды планировали сделать с Францией примерно то же самое, что за двадцать лет до этого сделать с Испанией - завоевать. Их остановил Мартелл.

Но мог не остановить. У Рахмана с его конницей, разумеется, были шансы склонить чашу весов в свою пользу: до этого арабы если и проигрывали битвы, то нечасто. За плечами у мусульман были победоносные войны с персидскими Сасанидами, Византией, покорение Ближнего Востока и северной Африки, включая Египет, разгром королевства вестготов в Испании. Мавры знали, как доставить неприятности своим противникам. Поэтому вполне могли доставить их и франкам. Что случилось бы в случае поражения Мартелла? Это все, конечно, догадки, но Парижского эмирата, рискну предположить, не случилось бы.

Судьба Испании решилась в битве при Гвадалете. Рисунок изображает гибель последнего короля готов Родерика.
Судьба Испании решилась в битве при Гвадалете. Рисунок изображает гибель последнего короля готов Родерика.

Это звучит несколько смело, учитывая, что до этого арабы с берберами растоптали Испанию за пару-тройку лет. Но. Секрет простоты, с какой мусульмане расправились с королевством вестготов, заключается в том, что готы так никогда и не стали своими на Пиренеях. У германской элиты совсем не было поддержки в широких слоях романо-иберийского населения, поэтому арабы выступили если не освободителями, то во всяком случае, более приемлемыми господами. У франков всё иначе. В середине VIII века и чистокровных франков уже не было - германцы, установившие свое господство на территории нынешней северной Франции в V веке, к этому времени были полностью ассимилированы коренным романо-галльским населением (во многом еще и потому, что в отличие от вестготов не противились такой ассимиляции). Кроме того, первые франкские короли в отличие от других германских монархов изначально выбрали для себя и для своих подданных "правильную" линию христианства - ортодоксальную (деления на православие и католицизм тогда, разумеется, не было). Это означало, что франки всегда могли рассчитывать на помощь и поддержку Рима (кем и чем бы он ни был) и Константинополя. Означало это и другое: франкское общество не раздирали конфликты на почве религии. А, для сравнения, в той же Испании темных веков готская верхушка была вся арианской (почти до самого вторжения арабов), в то время как коренные жители, то есть подавляющее большинство населения, исповедовали ортодоксальное христианство.

Всё это позволяет предположить, что для франков VIII века арабы были очевидными врагами, а значит борьба была бы суровой, бескомпромиссной и, вероятно, долгой. Шансов победить в этой борьбе, то есть в затянувшейся войне на территории Франции, где против мусульман был каждый куст и овраг, у Омейядов не было. Даже при условии быстрого захвата основных франкских центров, реконкиста последовала бы незамедлительно. Поэтому Парижский эмират, во всяком случае в эпоху раннего Средневековья, - это из области фантастики.

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Битва при Пуатье: как арабам закрыли калитку в Европу
За честь девственницы расплатился королевством: как арабы захватили Испанию