Татарские усыпальницы и русские особняки в Касимове в Рязанской области
В России почти 800 малых городов. О нескольких из них — Суздале, Мышкине, Великом Устюге — знают все, названия других почти никто не слышал. По просьбе «Заповедника» Анастасия Обуденкова рассказывает, о городе Касимове в Рязанской области, где на протяжении нескольких веков мусульманские мечети соседствуют с православными храмами, а после русского борща на десерт подают татарский чак-чак.
Небольшой город Касимов в Рязанской области заметно отличается от своих соседей. Казалось бы, именно здесь должна находиться уютная и тихая русская провинция, в которую хочется уехать из Москвы. С одной стороны — Владимир и Муром, с другой — Рязань, а вокруг — живописная Мещёра (Мещёрская низменность — Примеч. ред.) — край озер, болот и лесов. Среди всех этих типично русских пейзажей вдруг появляются древние усыпальницы татарских ханов, минарет ханской мечети XVI века и целые татарские улицы, и все это меньше чем в 300 километрах от Москвы.
— Касимов — многокультурный и многоконфессиональный город — это нетипично для малого города с населением до 30 тысяч человек. И это делает его очень привлекательным для туризма. За последние шесть лет здесь произошел большой рывок: из захолустного города, который потерялся во времени, Касимов превращается в место, которое привлекает московских урбанистов и реставраторов, здесь открываются новые базы отдыха, появляется туристическая навигация, — рассказывает директор фонда развития малых исторических городов проекта «Настоящая Россия» Юрий Щегольков. Причина этой привлекательности связана, в первую очередь, с историей города.
Касимовское ханство
Изначально Касимов назывался Городец Мещёрский — по названию Мещёрской низменности, на которой он расположен. Основание города относят к 1152 году — он всего на пять лет младше Москвы и был заложен Юрием Долгоруким как пограничная крепость Владимирско-Суздальского княжества. От первоначального Городца Мещерского сейчас ничего не осталось — территория была приграничная, часто подвергалась монгольским набегам, в 1376 году город и вовсе сожгли дотла, а потом отстроили заново на новом месте — так появился Новый Низовой Город. Новое название город не носил и ста лет.
В середине XV века город передают татарским царевичам Касиму и Якубу — это была часть откупа московского князя Василия II Темного, которого татары взяли в плен после неудачного похода на Казань. Так появилось Касимовское ханство, которое, по одной из версий, играло роль буферного государства между Московским княжеством и Казанским ханством. Уже тогда в этом месте начинает проявляться раздвоение, которое сохранится еще много веков: московские князья называют касимовских правителей царевичами, а территорию — Касимовским царством, а татары именуют земли ханством, а правителей — ханами. Здесь появляются татарские улицы, строятся мечети, возводятся ханские каменные минареты — текие. Город становится священным местом погребения потомков Чингис-хана — «куруком», вокруг вырастают татарские поселения, но при этом сохраняется и русская речь с русской культурой.
Позднее Касимовские правители, получившие земли от Москвы, начинают поддерживать ее даже в русско-казанских войнах. Так Шах-Али вместе с Иваном Грозным несколько раз участвует в походах на Казань. Оценив свои силы, жители Казани предложили пойти на компромисс: они соглашаются признать касимовского хана Шах-Али своим правителем, но с условием, что тот женится на их царице Сююмбике. Однако самой царице такая идея не понравилась — она хотела сохранить престол для своего трехлетнего сына, а вовсе не передавать наследство потомкам касимовского хана.
Чтобы избавиться от нежеланного жениха, Сююмбике решает отравить Шах-Али. По свадебной традиции она отправляет ему угощение и расшитую шелками одежду, но касимовский хан не спешит принимать подарки: еду он кидает собаке, а одежду примеряет на приговоренного к смерти раба. Раб и собака умирают, а Шах-Али в ярости просит помощи от Москвы, чтобы непокорную царицу силой доставили в Касимов. Так, против своей воли, Сююмбике становится женой Шах-Али, и касимовский хан получает власть в Казани. Однако завоевать авторитет среди местного населения ему так и не удается: Шах-Али продержался на престоле всего один месяц, после чего решением Ивана Грозного был выслан обратно в Касимов.
Казанской царице Сююмбике тоже пришлось остаться в Касимове вместе с нелюбимым мужем. Тот держал ее взаперти до самой смерти, а ее сына решил воспитывать отдельно от матери: дал ему имя Александр, велел обучить русскому языку и воспитывать в соответствии с русскими традициями. Мальчик не дожил до 18 лет, сама царица умерла еще раньше. По легенде последнюю казанскую правительницу похоронили тоже в Касимове: в гробнице Шах-Али, помимо захоронений самого Шах-Али, его семьи и родственников, есть одна безымянная могила. Многие считают, что именно там и покоится Сююмбике, имя которой касимовские ханы хотели стереть из памяти потомков.
От столицы до провинции
Отдельное ханство внутри России становилось все более неудобным и с первой четверти XVII века русское правительство стало ограничивать права касимовских царей. В городе начали активно строиться храмы и монастыри, многие татары принимали православие, но при этом сохранялись и мусульманские традиции: пока одна часть населения спешила в мечеть, другая под колокольный звон собиралась в церкви.
Касимовское ханство постепенно стало все больше зависеть от Москвы и, когда в 1681 году умирает последняя правительница Касимова Фатима-Султан, — ханство входит в состав дворцовых волостей.
В XVIII-XIX веках в Касимове активно развивается торговля: выгодное географическое положение на реке Оке позволяет купцам активно продавать меха, татарские мерлушковые шубы (мерлушка — выделанная шкурка ягненка из грубошерстной породы овец — Примеч. ред.), кожаные сапоги. В городе открывается несколько кожевенных заводов и две канатно-прядильные фабрики. Здесь появляется первое на Оке регулярное движение пассажирских и грузовых пароходов — жизнь кипит, торговля идет, а знаменитые Касимовские ярмарки собирают людей со всех ближайших городов и сел — где еще можно купить татарские и русские товары с одного прилавка и при этом быстро переправить покупки по реке практически в любую нужную точку.
В XX веке торговля сходит на нет, за храмами и усадьбами перестают следить, они постепенно начинают разрушаться. Касимов, к которому не дошла железная дорога, превращается в типичный провинциальный городок.
Касимовский туристический кластер
Однако самобытность Касимова никуда не делась — смешение культур в нем до сих пор чувствуется. В местных кафе после русского борща можно съесть на десерт татарский чак-чак, а на улицах рядом с купеческими домами стоят типичные татарские постройки с шаровидными навесами и алебастровыми украшениями. И в последние годы этот потенциал начал реализовываться.
В 2015 году в Касимов пришел московский инвестор — предприниматель и реставратор Андрей Филиппов — и выкупил Дом Кастрова — старинную усадьбу, построенную в 1815 году архитектором И.С. Гагиным. В усадьбе планируют восстановить интерьеры XIX века и открыть четырехзвездочную гостиницу. Для привлечения других инвесторов решили сделать туристический кластер «Касимовский» — это проект, по которому предприниматели на льготных условиях могут брать исторические дома и после реставрации использовать их для своего бизнеса — открывать тематические гостиницы, кафе или магазины. Сейчас по этому проекту, помимо Дома Кастрова, реставрируется усадьба Карамышева, где планируют устроить музей Касимовского ханства, а из центральной улицы Советской хотят сделать «Купеческую слободу» и привести все фасады зданий, вывески и тротуары к единому стилю.
Местная татарская национально-культурная автономия собирается сделать сквер царицы Сююмбике недалеко от мечети и поставить там памятник последней татарской правительнице.
— Не везде в нашей стране можно встретить так близко соседствующий полумесяц и православный крест. Такой симбиоз, многовековое соседство двух религий отложило свой отпечаток на архитектуре города — это очень хорошая база как для культурно-познавательного туризма, так и для религиозного, — рассказывает заведующая туристско-информационного центра (ТИЦ) Касимова Елена Путилина.
По статистике ТИЦ каждый год количество туристов в Касимове растет на пять тысяч человек: в 2016 году в город приехали было 64 тысячи туристов, в 2017 — 69 тысяч, в 2018 — 74,5 тысячи туристов. В Касимове появилась туристическая навигация: указатели с основными достопримечательностями, таблички с QR-кодами на исторических домах, бесплатный аудиогид IZI.Travel по центральной площади и по дороге от Рязани до Касимова. Путешественники чаще приезжают самостоятельно и проездом, а значит нужно делать маршруты, которые можно пройти без гида, но получить информацию о городе.
Есть еще и круизные путешественники — Касимов стоит на Оке и в сезон сюда заходят корабли, в том числе — в рамках «Московской кругосветки» (единственный в мире кольцевой теплоходный маршрут по рекам — Примеч. ред.). Навигационный период короткий — с мая по июнь и иногда с сентября по октябрь — в другое время Ока либо мелеет, либо замерзает. Прибывать в Касимов по реке удобно — сразу попадаешь в самый центр, к Касимовскому историко-культурному музею-заповеднику. В этом году музею исполняется сто лет, и сюда заходит почти каждый гость города. Все остальные музеи частные: музей самоваров, музей колоколов, музей бабочек и стрекоз и новый Музей необычных коллекций, в котором можно посмотреть на разные собрания — от минералов до фарфоровых кошек.
Для продвижения города туроператоры даже включили его в туристический маршрут «Южные рубежи Золотого кольца». В него вошли Тула, Коломна, Рязань, Константиново, а с недавних пор добавился еще и Касимов. По оценкам туроператора «Магазин путешествий», работающего с малыми городами, спрос на обновленные маршруты в последнее время увеличился: люди, которые проехали Золотое кольцо и другие более популярные направления, хотят открывать новые места. Важные факторы при выборе направления здесь — близость к Москве и интересная история — как раз то, чем отличается Касимов.
Анастасия обуденкова