Соцреализм требовал от художников изображения действительности, воспевающей социалистическую идеологию. Искусство было подцензурно а, картины порой даже переписывались.
Портрет Сталина после развенчания его культа заменялись на портреты Ленина (как на картине Вячеслава Мариупольского «Вожатая» версии 1949 и 1950-х годов) или убирались за ненадобностью («Прием в комсомол» Сергея Григорьева 1949 и 1958 годов).
Любопытной является картина Германа Метелева «Рабочее утро» 1968–1969 гг. На первый взгляд — классическое изображение будней простых советских рабочих. Пролетариат в картине на переднем плане: здесь и мужчина в костюме с газетой «Правда», и женщина с ребенком, символизирующая светлое будущее.
Только вот у зрителя при знакомстве с картиной складывается впечатление, что персонажи ходят по кругу, а руки у мужчины в костюме с «правдой» выкручены так, словно заключены в наручники. Да и само его движение больше напоминает прогулку в тюремном дворе.