В этой статье мы рассмотрим принципы и методы психологии делового общения, а также ознакомимся с исследованиями ученых на эту тему.
Предыдущая статья находится здесь.
Что же это за принципы, которые составляют основы методологии для нашей учебной дисциплины?
Выделим несколько среди них, в частности это принцип причинности, взаимодействия, системности, развития, взаимосвязи психики и деятельности, и социальной обусловленности. А теперь мы дадим краткие комментарии к каждому из обозначенных принципов.
Принцип причинности
Ориентирует на целесообразность руководства требованиями, в соответствии с которыми любой акт взаимодействия партнеров следует рассматривать как следствие и результат воздействия определенных факторов.
Принцип взаимодействия
Ориентирует на учет в деловом общении результатов взаимовлияния психических явлений личности, проявляющихся в ее поведении и деятельности.
Принцип системности
Ориентирует на необходимость рассмотрения психики человека как целостного явления, оказывающего системообразующее воздействие на характер и содержание делового общения.
Принцип развития
Свидетельствует о том, что психика партнеров в процессе делового общения характеризуется не статичностью, а динамичностью. Следовательно, к их взаимодействию целесообразно подходить как к изменяющемуся процессу, обусловленному влиянием определенных интересов.
Принцип взаимосвязи психики и деятельности
Ориентирует на необходимость руководства в деловом общении требованиями, в соответствии с которыми психика партнеров оказывает влияние на результат их общения, а процесс деятельного общения оказывает воздействие на формирование психики.
Принцип социальной обусловленности
Ориентирует на то, чтобы партнеры в ходе сотрудничества руководствовались общественно значимыми ценностями и опирались на потенциал категорий этики, о которых мы несколько ранее говорили.
Теперь перейдем с вами к рассмотрению методов. Подчеркнем в начале, что есть порядка пятидесяти определений метода. Мы остановимся на наиболее распространенном и наиболее значимом для нашей учебной дисциплины.
Итак, методы - это способы и приемы исследования и решения проблем делового общения. В нашей дисциплине используется несколько групп методов, обозначим их:
Организационные методы. Прежде всего в их число входят комплексный анализ, сравнительный анализ и метод продолженного исследования.
Методы сбора данных. В число этих методов входят такие методы, как биографический, психодиагностический, проективный, экспериментальный, наблюдение, беседа и так далее.
Методы обработки данных. Сюда мы включаем такие методы как количественный анализ и качественный анализ.
Методы интерпретации и оценки данных. Сюда входят такие методы как теоретический, генетический, факторный анализ и апробациионный метод, то есть апробирование полученных результатов на практике.
Таким образом, мы с вами рассмотрели данный вопрос, и переходим к следующему. Он анализирует психологические основы нашей учебной дисциплины.
Вначале мы рассмотрим научные основы психологии делового общения в работах зарубежных ученых. Прежде всего это Платон, он ставил вопрос о внутренней речи людей, также заслуживает внимания его суждение об осознанных и неосознанных мотивах поведения людей.
Далее это Аристотель, он вел речь о психологических чертах характера человека, о его мыслительных ассоциациях, о целесообразности его поведения и деятельности.
Затем это Спиноза, он указывал на причинную обусловленность человеческого поведения объективной необходимостью.
Также значимы в плане нашей дисциплины мысли философов Локка и Гоббса. Они акцентировали внимание на том, что интересы людей определяют характер и содержание общения между ними.
Жан-Жак Руссо высказывал мысли о роли чувств и инстинктов человека в его поведении.
Французский мыслитель Гард обосновывал положение, в соответствии с которым причины общественных явлений заключаются в побудительной силе человеческой деятельности, причиной которых является человеческая психика. Ему также принадлежит идея о роли подражания в межличностном общении.
Американские психологи и социологи Уорд и Гиддингс утверждали, что:
-искания, то есть мотивы людей, являются главной причиной их деятельности;
-эти искания порождают волю, и воля является динамическим двигателем общества;
-искание и воля связаны с соответствующими интересами людей, побудителями общения и деятельности.
-групповое сознание имеет влияние на сознание конкретного человека;
-отношения людей основаны на их интересах, симпатиях, мышлении и воле.
Остановимся и на мнении итальянского мыслителя Парето. Он исследовал логические и не логические действия людей, в связи с этим он подчеркивал, что неосознанное действие органично присуще людям. Действие людей, по его мнению, обусловлено их психикой, которая определяет характер и содержание их общения.
На этом закончим. Следующую статью цикла можно прочитать здесь.