Найти тему
Гид в историю

Расцвет великих городов

Расцвет великих городов, представленный в сборнике-бестселлере писателя-историка Джастина Мароцци, происходил следующим образом: зачастую они образовывались из более мелких поселений, возводились, сносились и перестраивались по приказу всего лишь одного человека. В большинстве случаев, фрагменты памятных дней сохранились лишь в качестве очередной вехи в истории архитектуры (яркий тому пример – Кафедральный собор Кордовы, которая задумывалась как аналог знаменитой дамасской мечети). А иногда, в виде удивительного чуда; целые кварталы с улочками периода Средних веков остались нетронутыми в таких городах как Каир и Фес. Однако некоторые достопримечательности остались лишь в воспоминаниях. Согласно записям из сборника Мароцци, состоящим из 15 глав, династии, основанные в каждом из 15-ти городов редко правили более трёх поколений подряд: золотая эпоха завершилась спустя сотни лет.

В этой (данной) книге вам встретиться (вы встретите) множество (большое количество) удивительных и противоречивых личностей исламской (мусульманской) истории. Среди них Муавия (основатель династии Омейядов), Абдал Рахман III (самопровозглашенный халиф Кордобы), Мехмед II (Завоеватель Константинополя), Бабур (принц-беженец впоследствие завоевавший империю Великих Моголов в Индии) и шах Аббас I (человек, во времена правления которого Исфахан получил статус столицы). И пусть на их руках кровь большого количества людей, все же они были виртуозами своего времени. Исторические портреты Мароцци показывают, что некоторые личности. Обладая особой мотивационной составляющей, могли вдохновлять на исключительные перемены. Они также участвовали в тенденции расширения культурного кругозора, поэтому анализируя составные части и детальные подробности их прихода к власти мы встречаемся с писателями-путешественниками, собирающими придворные сплетни, поэтами, построившие собственную карьеру на их восхвалении и позже сами же разрушившие её, дизайнерами величественных садов взглянув на которые лишь один раз вы не сможете оторвать глаз, знаменитыми поварами, вдохновляющими музыкантами, а иногда и с влиятельными женщинами, которые упоминаются на страницах т.н «мужских» хроник.. Нам также дают очень честное обоснование того, откуда берутся эти истории, знакомят с ними авторов истории и летописцев (и с теми критериями на которые они опираются) в качестве действующих лиц в большом повествовании, а не просто в качестве вырезок из научных источников.

Мароцци знал данную местность в мельчайших подробностях. Главы, повествующие о Кабуле, Триполи, Багдаде и Каире невольно источают аромат с привкусом горечи, возникающий из-за воспоминаний прошлого опыта. Суровые реалии работы в качестве журналиста-следователя не сломили тягу и то очарование, которое испытывал студент-путешественник (а по совместительству ещё и историк-исследователь); прежде чем стать консультантом по связям с общественностью он несколько раз был отправлен в командировку обозревая военные конфликты и режимы на территории Ливии, Афганистана, Ирака и Сомали. Мароцци через свои впечатления собранные воедино дает четкое понимание того, как можно умело или же неумело управлять государствами. Разница эта едва заметна: мы часто подвергаемся лекциям с точки зрения нравственности, хотя мы должны более детально взглянуть на совершённые преступления некоторых монархов, диктаторов и узурпаторов. В оконцовке Мароцци интересовал лишь один вопрос: Работают ли их методы? Получилось ли у них создать общество, которое функционировало, но в итоге пожрало само себя, развитое как в интеллектуальном, так и финансовом плане? Под этим вопросом в данном контексте следует понимать неизбежный переход на следующий этап расследования данного явления. Процветающие города, по природе своей преследующие меркантильные цели интеллектуального взаимообмена, должны были стать более многокультурными и толерантными в условиях этнического разнообразия населения. Любой правитель или режим нарушая эти законы, обрекал город на погибель, а их дальнейшее правление заканчивалось его упадком и последующим уничтожением.
Данная книга в целом вовсе не про ислам: в ней не проводится анализ религиозных верований, и она не описывает повсеместное распространение ислама и его постепенное вхождение в языковую и торговую сферы. Она скорее описывает период эффективного правления в странах Ближнего Востока и Центральной Азии. Мароцци не особо интересовали правительственные системы или же возвеличивание некоторых западных ценностей, среди которых можно отметить свободу слова, финансовую стабильность и избирательную демократию.
Данная книга – это яркий образец тщательного отбора и подразделения городов, рассказы о которых отправляют читателя в путешествие по исламской истории длиной в 1400 лет. Глава про Самарканд, повествующая о ранней жизни Тамерлана, имеет настолько подробное и содержательное описание, что читатель на мгновенье проникается определенной симпатией к этому «тирану-садовнику», чьи печально известные деяния ставят его в один ряд с такими личностями как Сталин, Мао Цзэдун и Гитлер. Две последние главы посвящены городам Доха и Дубаи, их описание ставит перед нами неоднозначный выбор, который ставит своеобразный итог и шокирует современным состоянием ислама в целом, однако в них виден свежий, позитивный взгляд на проблему, привлекающий внимание читателя.

Если бы передо мной стоял выбор, какой из частей я хотел бы поделиться, то наверняка это была бы глава про Бейрутское восстание. История о том, как скромный провинциальный городок оказался в руках франков-крестоносцев на долгий период. Окончательно их удалось выдворить лишь к 1291 году (спустя больше века после победы Саладина при Хаттине), плюс ко всему мусульманские либеральные власти города (мамлюкские султаны Каира) выбрали в качестве своих союзников местных христиан-маронитов и выступили с ними против шиитских мусульман дав последним сражение в горах. Также это история о том, как происходила оккупация, Бейрута египетской армией (1831-1840 гг.) вымостившая себе путь стремительной расширения Бейрута в 19 веке. История о том, как постройка новой пристани в Египте позволила совершить небывалый скачок и обойти в плане развития своих местных собратьев (в ту пору Сайда, Тир, Акра и Триполи считались богатыми и крупными городами) учитывая тот факт, что для приёма больших пароходов город нуждался в создании ряда просторных портов. История о том, как город, где у верхушки власти оставались мусульмане, до 1860 года погряз в массовой резне, которая была устроена на улицах Дамаска и в деревнях близ Ливанского хребта, в результате чего улицы Бейрута заполонили тысячи беженцев-христиан. Возможно, у вас сложилось предположение, что традиция почитания памяти национальных (народных) мучеников 20 века на главной площади арабской столицы пришла (имеет отношение) к Франции, Израилю либо Великобритании, однако в этом случае подразумевается турецкий паша. Также глава даёт описание конституции, состоящей из четырех основных источников исламского права, также есть упоминание 13-ти христианских фракций.

Правдивая информация о каждой исламской империи в отдельности погребена под слоем из тысячи мельчайших подробностей. Мароцци воссоздал просто великолепный сюжет, связывая воедино все факты, тем самым образуя цепочку событий, заключенных в сказаниях об этих 15-ти необычных городах. Некоторые из них на сегодняшний день смело можно назвать настоящими произведениями искусства цивилизации, тем временем другие были разрушены или стерты с лица земли в результате гражданских междоусобиц.

Книга:

Islamic Empires: Fifteen Cities that Define a Civilization
Justin Marozzi
Allen Lane
464pp £25

Друзья! Дзен работает на подписках. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и делитесь статьями с друзьями. Все это поможет нам развиваться и писать самые интересные материалы для вас!