«Я думаю, что занятие контактной импровизацией формирует хороший открытый ум, приятие окружающего мира, ведет к согласию между людьми».
Стив Пэкстон, хореограф-исследователь, создатель Контактной импровизации
Контактная импровизация — относительно молодой стиль в танцевальной сокровищнице. Как и контемпорари (современный танец), контактная импровизация – это пока, в первую очередь, сами танцоры, которые занимаются стилем и развивают его. Каждый вкладывает в хореографию часть себя и своего понимания стиля.
Появилась контактная импровизация в семидесятых годах прошлого столетия. Стив Пэкстон — танцор и один из основателей Judson Dance Theatre — называет себя «подстрекателем контактной импровизации». Гимнастика и айкидо, которыми занимался Стив Пэкстон, слились в единую основу его танцевального эксперимента.
В 1972 году Стив поставил танец, в котором он и еще 11 танцоров в течение 10 минут непрерывно сталкивались, прыгали и бросали друг друга. Эта работа была названа Magnesium. Суть танца — исследовать способности сознания, слиться с телом в настоящем моменте и оставаться в нем. Так появился новый технический подход в хореографии. Нужно было найти естественные для тела движения. Стиль получил название «контактная импровизация».
В 1973 году Стив Пэкстон и его единомышленники совершили тур, во время которого проводили мастер-классы и выступления по контактной импровизации, положив начало развитию стиля.
Танцор, хореограф, коллега Пэкстона, Дэнни Лепкофф, так вспоминает о мастер-классах Стива: «Оглядываясь назад, можно сказать, что смысл его класса был в том, что можно жить, опираясь на опыт своего тела, и что жизнь в своем теле необязательно относится только к танцевальному классу, но является способом проводить время, любое время и, возможно, все время».
Сам Лепкофф, будучи долгое время хореографом направления, считает: «Никто не знает, как танцевать контактную импровизацию».
Идея Стива заключалась в том, что контактная импровизация — это, в первую очередь, разговор. Мы же не придумываем обычно заранее, как будем реагировать на слова собеседника, мы находимся в спонтанной дискуссии, здесь и сейчас, а не в заученном диалоге. «Контактная импровизация — тоже разговор, но здесь есть определенные принципы диалога. И ты используешь их в танце. Это как дискуссия на определенную тему, когда мы задаем вопросы и получаем ответы в процессе разговора. Ты не знаешь, какое следующее движение сделаешь, оно рождается благодаря импульсам, которые возникают в вашем дуэте — диалоге. Ты не придумываешь движения, они рождаются в твоем теле».
Хореограф, постановщик современных танцев, педагог контемпорари и контактной импровизации, Руслан Сантах, основоположник контактной импровизации на Украине, продолжает развивать стиль. Руслан – сторонник «несентиментального» характера проведения занятий. По его мнению, важны физическое взаимодействие, здравый смысл, ясный ум, простота, логика и спонтанность. «Я не знаю более совершенного вида танцевальной деятельности, который бы развивал ваш внешний и внутренний миры одновременно; который к старости только укрепляет, а не калечит ваши тело и ум, который не отрывает вас от реальности, а погружает в нее и показывает ее потенциал. Все может быть сияющим, богатым и безграничным, полным свободы, радости и смысла; все прекрасно просто потому, что может быть».
Можно сто раз услышать описание контактной импровизации, прочитать об этом стиле статьи, но он никогда не станет вашим, пока вы не попробуете танцевать. А между тем, у каждого, кто танцует в этом стиле, свои контакт и импровизация, свои ощущения и движения, свой диалог с партнером.
Хореографию контактной импровизации нельзя выучить, ее можно бесконечно изучать, получая от этого массу положительных эмоций и оздоравливая организм. Остается только поблагодарить всех подстрекателей к этому уникальному стилю!