Найти в Дзене
Muztorg

Инструменты Криса Корнелла

Можно совершенно по-разному относиться к гранжу как музыкальному явлению, но нельзя отрицать, что группа Soundgarden, бывшая одним из самых ярких составов этого стиля, сделала для развития самого гранжа в направлении мэйнстрим-рока через пост-гранж гораздо больше, нежели все её конкуренты. Но группа в глазах широкого слушателя – это, прежде всего, её фронтмен. И поэтому будет совершенно справедливо сказать, что без вокалиста и гитариста Soundgarden Криса Корнелла (Chris Cornell, 1964–2017) этот квартет никогда не поднялся бы на вершины мирового успеха.

-2

Да и какие ещё нужны признания заслуг ныне покойного музыканта, если ему довелось спеть основной номер саундтрека фильма про Джеймса Бонда «Казино “Рояль”» (Casino Royale, 2006), а именно “You Know My Name”? Но это – признание «для всех», а любителям рок-музыки гораздо больше скажет не только карьера Криса в Soundgarden, но и его роль фронтмента в самой заметной супергруппе XXI века Audioslave (2001–2007). В этой роли Крис бывал неоднократно сравниваем с вокалистом Led Zeppelin Робертом Плантом (Robert Palnet) и впрямую называем «голосом нового рока», а как при этом называли саму группу Audioslave – тоже легко догадаться… Но не надо забывать, что Крис был не только воистину выдающимся певцом, но и важной составляющей гитарного дуэта Soundgarden, да и в составе Audioslave его инструментальные идеи принимались во внимание, точнее говоря – на втором и третьем альбомах этого суперквартета (2005 и 2006). Ведь оригинально ритмически мыслящий вокалист, к тому же начинавший свою карьеру как барабанщик (да, это было именно в составе Soundgarden) – сверхудачное приобретение для любой рок-группы. Сочетание вокальной мелодии с размером 4/4 и партий ритм-гитары на 5/4 – это далеко не предел оригинальности творческих подходов Криса. Впрочем, в Soundgarden ему доводилось играть и некоторую часть гитарных соло. Сейчас является общепризнанным фактом, что гитарный звук Криса повлиял на общее звучание Soundgarden не меньше, чем умения его коллеги по инструменту Кима Тайила (Kim Thayill).

-3

Сам Крис всегда позиционировал себя как гитариста, «который ничего не хочет знать» и открыто заявлял: «Я не хочу ничему учиться у других гитаристов. Мне просто хочется добиваться такого звучания, и строить свои партии так, как они существуют в моей голове. Если я добиваюсь этого – отлично, мои песни приобретают подлинную индивидуальность». В ознаменование этого принципа гитарный арсенал Криса в Soundgarden увеличивался по мере роста популярности группы – дело в том, что масса пьес этого состава изначально сочинялась с расчётом на альтернативный гитарный строй, причем каждый раз новый. Соответственно, и гитар на концертной сцене приходилось иметь под рукой не две-три, а несколько более. Но в любом случае Крису были нужны в первую очередь инструменты, обеспечивающие могучее звучание в роли ритм-гитар.

Выбор Криса был не оригинален, но показателен: в первый период существования Soundgarden его основными электрогитарами были Gibson Les Paul Standard с несколько изменённой элементной базой (произведена замена конденсаторов) и как минимум два Gibson Les Paul Custom. Затем эта роль постепенно перешла к Gibson ES-335 и Fender Telecaster – последних в концертном сете Криса насчитывалось иногда по восемь экземпляров. Наряду с ними, причем вплоть до самых последних выступлений Soundgarden, использовались как минимум пара Gretsch Duo Jet (в том числе с серебряным корпусом с блёстками), Gretsch G6129TAU, Duesenberg Caribou и Duesenberg Starplayer TV с переустановленным звукоснимателем P90 у грифа. Закономерно задать вопрос: что же это такое – идеальная электрогитара Криса Корнелла? Работа над этим инструментом началась ранней весной 2013 года, когда бренд Gibson объявил о выпуске строго ограниченным тиражом двух именных моделей гитары ES-335 серии Artist Model: с тремоло Bigsby в расцветке «армейский зелёный» и матовая чёрная без тремоло. На обеих гитарах устанавливались звукосниматели-хамбакеры Lollartron. Эти гитары были изготовлены коммерческой серией в количестве всего 250 штук каждая, и уже в мае Крис пользовался ими в ходе реюнион-тура Soundgarden.

-4

Однако до крупносерийного изготовления весьма недешевой гитары дело дошло только недавно, буквально полтора месяца назад, и этот инструмент получил имя Chris Cornell Tribute ES-335. Корпус гитары изготовлен из трех слоёв древесины (клён-тополь-клён) и имеет подкрепления из ели и кленовый центральный блок. Расцветка корпуса – матовая грязно-оливковая с покрытием нитроцеллюлозным лаком. 22-ладовый гриф с длиной мензуры 24 ¾" (629 мм) выполнен из красного дерева радиального распила с накладкой из тёмного розового дерева. Профиль грифа – скруглённый “C”, радиус скругления – 12" (305 мм). На инструменте установлены винтажные хамбакеры Lollartron и тремоло Bigsby B-7 Vibrola; также предустановлен комплект струн калибра .010–.046. В комплект гитары входит кейс жёсткой конструкции.

Сочинение материала в домашних условиях обычно шло у Криса в компании с акустической гитарой Martin D-28 либо D-28 Marquis. Его остальными акустическими и электроакустическими инструментами для студийной и концертной работы в разное время были гитары Martin DCPA4, Taylor 414CE, Gibson Hummingbird и Gretsch G5024E Rancher, последняя из которых особенно широко использовалась в концертной деятельности группы Audioslave.

-5

Причём, как и полагается серьёзному артисту, отыгравшему немало акустических выступлений в сольном формате, Крис пользовался отдельным педалбордом для таких тихих концертов. В набор обработок в таком случае входили тюнер Boss TU-2 (либо TU-3), педаль уровня Ernie Ball (очевидно, серии MVP / Most Valuable Pedal), ревербератор Boss FRV-1 ‘63 Fender и предусилитель Radial Tonebone PZ-Pre, обеспечивающий эквализацию сигнала, контроль обратной связи и коммутацию в широких пределах. Иногда к этому набору добавлялся гитарный синтезатор Electro-Harmonix Hog, и такой педалборд обеспечивал Крису куда более широкое звучание, нежели на привычных акустических выступлениях.

С «электрическим» педалбордом всё несколько сложнее – никогда не надо забывать, что Крис изначально был фронтменом гранж-группы, а раз так, то ему доводилось ставить перед собой как гитаристом казалось бы взаимоисключающие задачи – получение перегруженной «стены звука» и одновременно добиваться читаемости своих партий в звуковой панораме плюс хороший сустэйн. В значительной степени задачу облегчала именная модель дисторшна Cannonball производства бренда Caroline Guitar с дополнительным эффектом Havoc Control, обеспечивающим при включении бесконечную петлю обратной связи – на самом деле эта обработка фактически обязательна для каждого серьёзного исполнителя «большого», стадионного пост-гранжа. Однако одной такой обработки безусловно мало – в педалборд Криса также входили дилей Electro-Harmonix Deluxe Memory Man, выполнявший также роль мягкого овердрайва; два бустера Dr. No Ultradrive, которые попутно использовались для получения должного сустэйна на перегруженном звуке; аналоговый дилей T-Rex Reptile и заказной овердрайв Menatone King Of The Britains, частично эмулирующий звучание усилителей Marshall выпуска 1967–1968 годов. Питание компонентов обоих педалбордов осуществлялось от блока питания Dunlop DC Brick.

-6

На фоне таких технико-творческих подходов не вызывала удивление и сценическая связка гитарных усилителей музыканта: 15-ваттный комбоусилитель Divided By 13 FTR 37 с установкой минимального уровня громкости ради лучшего усиления средних частот плюс два также 15-ваттных комбоусилителя Savage Rohr 15, укомплектованных 10" динамиками. В рамках постоянной работы с тоном Крис мог использовать либо все три усилителя, либо только Divided By и один из Savage – из пары последних один имел более чистый звук, нежели другой, чем и пользовался музыкант. В студии – другое дело: на ранних записях Крис работал с усилителем Marshall JCM 800 2203, а знаменитый альбом Soundgarden “Superunknown” (1994) фактически целиком записан с использованием Криса усилителя Mesa Boogie Dual Rectifier. Да, оригинальность гитарного звука Криса Корнелла шла от его готовности экспериментировать – но что может помешать молодому музыканту решиться на такие же и похожие эксперименты со звуковым оборудованием?

____
Еще больше материалов ты найдешь у нас в соцсетях -
ВКонтакте и Facebook. Не забудь подписаться! ;)