Найти тему
Vremena Art

История шедевра. Кем была экстравагантная Мадонна Жана Фуке?

«Богоматерь с младенцем» французского художника Жана Фуке даже современному зрителю может показаться вызывающей. Яркие локальные цвета, четкие линии, оголенная левая грудь Богородицы и отсутствие у нее волос — все это делает шедевр совсем не похожим на другие. Мы расскажем о том, кого живописец изобразил на картине и почему именно в таком образе.

Богоматерь с младенцем. Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Богоматерь с младенцем. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

На самом деле изображение Мадонны с младенцем — это лишь часть произведения, которое изначально являлось диптихом. Через много лет после создания этот диптих был разделен на две части, которые оказались не просто в разных музеях, но в разных странах. Исследователи долгое время подозревали, что две картины — части одного целого, но только недавно смогли это доказать.

Мелёнский диптих
Мелёнский диптих

Так называемый Мелёнский диптих был написан Жаном Фуке в 1450 году по заказу королевского казначея Этьена Шевалье. Это он, Шевалье, изображен на левой створке диптиха: на нем красное одеяние, руки его сложены в молитвенном жесте, а рядом — его покровитель святой Стефан, которого можно узнать по неизменным атрибутам — Евангелию и одному из камней, которыми он был забит до смерти.

Средневековые донаторы — спонсоры произведений искусства — нередко просили изобразить себя среди героев религиозной живописи.


Согласно завещанию Шевалье, диптих должен был вечно оставаться над его гробницей в соборе Нотр-Дам города Мелён. Но история распорядилась иначе.

Этьен Шевалье и святой Стефан
Этьен Шевалье и святой Стефан

На правой створке изображена Богородица — белокожая, с высокой грудью и тонкой талией, олицетворяющая скорее броскую сексуальность, нежели счастье материнства. Историки полагают, что ее прообразом стала возлюбленная короля Агнесса Сорель, умершая в том же 1450 году. Она считалась одной из самых красивых женщин современности и была признанной законодательницей моды.

Вероятно, именно благодаря Агнессе украшения с бриллиантами стали носить не только коронованные особы.


Говорили, что король от нее без ума. При дворе Агнессой восхищались и копировали ее стиль: она
любила носить провокационные наряды, обнажавшие ее прекрасную левую грудь — вот почему у Мадонны она тоже открыта. Агнесса родила королю троих детей и скоропостижно скончалась, будучи беременной четвертым. По мнению ученых, она отравилась: неизвестно, было ли это убийство или пагубное воздействие косметики, в которую тогда добавляли свинец и ртуть.

Жан Фуке. Портрет Агнессы Сорель
Жан Фуке. Портрет Агнессы Сорель

Версия о том, что Фуке изобразил именно Агнессу, подтверждается и другими деталями — так, облик Мадонны с младенцем очень схож с надгробным изображением Сорель. Белая кожа и кажущееся отсутствие волос объясняются стандартами красоты того времени, а необычная для Средневековья сине-бело-красная гамма соответствует гербовым цветам короля Карла VII.

Надгробие Агнессы Сорель
Надгробие Агнессы Сорель

Несмотря на завещание заказчика, спустя три столетия диптих был разделен на части и продан. После революции во Франции правую створку купил глава Антверпена — в этом городе она находится и сегодня. Левая створка на какое-то время пропала и годы спустя была обнаружена в швейцарском Базеле, а затем попала в картинную галерею Берлина.

Если вам понравилась эта статья, поддержите нас лайком — это поможет каналу развиваться!

Подписывайтесь на нас, чтобы не пропустить новые публикации об истории и искусстве.

Возможно, вам будет интересно:
Покровители искусства. Савва Мамонтов
Роль дилера в искусстве. Амбруаз Воллар
Как Пикассо продвигал собственный бренд


Антиквариат музейного уровня здесь:
www.vremena.art.