Найти тему
киНоНостальгия

Полицейский или бандит? Бельмондо в любимом боевике детства "Кто есть кто".

Жан-Поль Бельмондо в фильме "Кто есть кто" (1979)
Жан-Поль Бельмондо в фильме "Кто есть кто" (1979)

При всей благосклонности СССР к французскому кино, к началу 80-х в советском прокате был только один боевик с участием популярнейшего Жана-Поля Бельмондо - "Частный детектив". Естественно, когда в 1981-м на экраны вышел свежий фильм 1979-го года "Кто есть кто", мы мечтали его посмотреть (да, в СССР кино 2-летней давности считалось "новьем"). Была проблема- короткий кадр с обнаженной мертвой проституткой, и вот уже "детям до 16". К счастью, в одном из кинотеатров ограничения не было - мы мигом узнали об этом без всяких социальных сетей, после уроков побежали на первый подходящий сеанс - и разочарованы не были.

Жан-Поль Бельмондо в фильме "Кто есть кто" (1979)
Жан-Поль Бельмондо в фильме "Кто есть кто" (1979)

По тем временам "Кто есть кто" предлагал полный "фирменный набор" полицейского фильма - убийства, мордобой, перестрелки, взорванные машины, коррумпированные полицейские, бандиты, "красивая жизнь". Динамично, лихо, с подчас весьма "черным" юмором ("Какой будильник? Не из тех ли, что заводят один раз?" - вопрошал мафиози за секунды до взрыва). И, конечно, - великолепный Бельмондо! То в модных кожаных курточках, то в элегантном смокинге, за рулем роскошных авто, невозмутимый, спортивный, обаятельный, со здоровым стволом и крепкими кулаками.

Жан-Поль Бельмондо в фильме "Кто есть кто" (1979)
Жан-Поль Бельмондо в фильме "Кто есть кто" (1979)

Впрочем, критики не разделяли мальчишеских восторгов. И надо сказать, не только в идеологически правильном СССР. Оригинальное и гораздо более "говорящее" название фильма - "Полицейский или бандит". И действительно герой Бельмондо "чистит Авгиевы конюшни" не стесняясь в средствах. Он прибывает в Ниццу инкогнито расследовать убийство комиссара полиции, представляется уголовником - и ведет себя соответственно. Измордовать подозреваемого, сжечь злачное место, заминировать казино - арсенал крутого дивизионного комиссар Боровица. Правда и в образе полицейского Бельмондо окажется виртуозом подстав для уголовников и продажных коллег-полицейских.

Кадр из фильма "Кто есть кто" (1979)
Кадр из фильма "Кто есть кто" (1979)

На Западе дискуссии о том, насколько допустимы вольности с законом в борьбе с преступностью велись уже не первый год - со времени выхода "Грязного Гарри" с Клинтом Иствудом и "Жажды смерти" с Чарльзом Бронсоном. Либеральные критики давно негодовали, называли героя Иствуда "фашистом" - и в ту же когорту причислили персонажа Бельмондо. Мы же, советские мальчишки, были далеки от правовых и этических дискуссий - и с удовольствием смотрели лихой боевик, в котором "добро с кулаками" разбиралось с преступниками самым брутальным образом, желательно - не беря пленных и не доводя дело до суда.

Жан-Поль Бельмондо в фильме "Кто есть кто" (1979)
Жан-Поль Бельмондо в фильме "Кто есть кто" (1979)

Почти 40 лет с первого просмотра в несуществующем ныне кинотеатре "Планета". Сколько ж раз я пересматривал "Кто есть кто"! Меня по-прежнему мало волнует моральный аспект деяний комиссара - я снова получаю удовольствие от крепкой работы Жоржа Лотнера, режиссера "Смерти негодяя" и "Профессионала". И каждый раз наслаждаюсь прекрасной музыкой Филиппа Сарда. Стремительный сюжет, отличные актеры во главе с Бельмондо в расцвете сил, гаду - удар в челюсть, продажным легавым - пуля, красивой женщине - обаятельная улыбка. Красота!

Кадр из фильма "Кто есть кто" (1979)
Кадр из фильма "Кто есть кто" (1979)