В ноябре в силу вступит закон о суверенном рунете. Но депутаты решили не останавливаться на достигнутом и подбросили дровишек в костер регулирования онлайн-просторов.
Еще в июле 2019 года Антон Горелкин внес проект поправок в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и информационной безопасности», устанавливающих контроль за экономической частью рунета. Теперь Госдума дошла до его обсуждения.
Разбираемся, что хотят сделать.
Значимый информационный ресурс
Главная поправка – введение понятия «значимый информационный ресурс». Это все сайты и программы, позволяющие собирать информацию о находящихся на территории России пользователях.
Определение потрясает воображение пространством для маневра. Оно шире самой русской души и неопределеннее ветра в поле.
При таком подходе законодателя определенно должен быть кто-то, кто определяет, что ресурс значимый, а не просто мемы с котиками распространяет.
С инициативой о присвоении статуса значимого ресурса будет выступать наш любимый Роскомнадзор. А за специальной правительственной комиссией останется принятие финального решения.
Иностранное владение
Владеть значимым информационным ресурсом может только российское физическое или юридическое лицо. В таком юрлице доля акций, принадлежащих иностранцам, может составлять не более 20%.
Но есть интересный нюанс.
В закон заложено право правительственной комиссии по мотивированному запросу компании разрешить увеличить долю иностранного капитала.
Отличный рычаг давления на интернет, не находите?
Сейчас крупнейшие участники рынка вообще не соответствуют установленным условиям. Мало того, что больше 20% акций Яндекса и Mail.ru Group торгуются на западных биржах - NASDAQ и LSE, так еще и формально эти компании имеют к России довольно посредственное отношение. Яндекс зарегистрирован в Нидерландах, а Mail.ru Group - на Британских Виргинских островах.
Санкции-санкции
1. Для иностранных владельцев
Если доля иностранца составляет более 20%, то голосовать он сможет только разрешенной частью. А остальными акциями – нет.
2. Для компаний
У каждого значимого ресурса есть два месяца на приведение в порядок документов. Если через шесть месяцев решение правительственной комиссии не исполнено, ресурс не сможет распространять рекламу себя и услуг.
А это фактически означает прекращение деятельности.
Зачем?
Формальный ответ – во имя технологической независимости и безопасности российской инфраструктуры.
Неформальный - ради создание рычага воздействия и контроля за IT-индустрией. Причем рычага настолько пространного и неопределенного, что под он может сработать против кто угодно.
Мнения
Концептуально Роскомнадзор и ФАС «за» нововведения. Защитим Россию-матушку от иностранного вторжения и своими силами справимся с технологиями. Будет стимул для развития!
Минкомсвязи (аплодируем), Ассоциация юристов России и весь рынок – против.
Здесь и аргументы об отсутствии ресурсов, и отсутствие перспектив развития, и расплывчатость формулировок и слишком большое усмотрение государства.
«Нужно иметь доступ к инвестиционному рынку для безопасности страны. В высоких технологиях они нужны как воздух. Это понимание должно прийти ко всем: и к депутатам, и ко всем остальным. По-моему, сейчас происходит какая-то абсолютная несусветная глупость» - слова Елены Буниной, гендиректора Яндекса в России.
Можно понять, что государству нужен механизм контроля за быстро развивающейся, неподвластной территориальному принципу индустрией. Более того, в каком-то виде этот механизм даже нужен.
Но вот имеющиеся поправки больше похожи на бессмысленную и беспощадную грубую силу, абсолютно деструктивную по самой своей сути.
Так что искренне надеемся, что с 1 января 2020 года “несусветная глупость” не вступит в силу.