Добрый день, уважаемые любители генеалогических изысканий!
Сегодня мы с помощью документов, хранящихся в фондах Центрального государственного архива г. Москвы, попробуем разобраться "откуда есть пошли" коренные жители нашей столицы.
Есть мнение (не претендующее на истину в последней инстанции), что для обретения статуса (неофициального, естественно) коренного жителя какого-либо населённого пункта, необходимо, чтобы несколько поколений ваших предков рождались, жили и умирали в этом самом пункте. Количество необходимых для этого поколений должно быть никак не меньше трёх.
Итак, возьмём в руки метрические книги московских церквей за начало прошлого - конец позапрошлого веков и попытаемся отследить "генеалогическую географию" предков современных москвичей.
Для чистоты эксперимента будем выбирать метрические книги методом "тыка" и открывать их, буквально, наугад. Но при этом желательно чтобы:
- охватывались разные районы Москвы
- сведения были за разные годы
- на раскрытой наугад странице была не одна запись, а хотя бы две-три.
Итак, приступаем.
Начнём с Замоскворецкого сорока. Первая метрическая книга - Никитской церкви в Татарской слободе за 1888 год.
Посмотрим, откуда родом счастливые отцы новорожденных:
- Рязанская губерния; восприемники - из Рязанской и опять же Рязанской губернии;
- Калуга; восприемники - Калуга и Калуга;
- Костромская губерния; восприемники - потомственный почётный гражданин, по-видимому, из Москвы и судиславская мещанка. Судиславль, как известно был уездным городом Костромской губернии
- Смоленская губерния; восприемники - Тульская губерния и ещё раз Тульская губерния
Теперь, в пределах того же Замоскворецкого сорока, обратимся к метрическим записям Петропавловской, что на Калужской улице, церкви. Итак, страничка с новорожденными за 1907 год.
Итак, что мы имеем здесь:
- Ярославская губерния; восприемники - Москва и Ярославская губерния;
- Смоленская губерния; восприемники - Смоленская губерния и Москва;
- Московская губерния; восприемники - Москва и Московская губерния;
Переходим к Ивановскому сороку. Здесь, в основном, представлены брачные обыски. Ну что ж, выбираем наобум церковь - выпала Яковлевская, что в Казённой слободе, церковь, открываем первый разворот. На развороте - две записи за 1912 год:
- Здесь на листе 1-об. жених - серпуховской мещанин, следовательно, это Московская губерния, невеста - крестьянка Рязанской губернии. Поручители "по женихе" - мещанин из Тамбовской губернии и крестьянин из Владимирской. По невесте - германский подданный и сергиево-посадский мещанин, т.е. это Дмитровский уезд Московской губернии.
- На листе нумер 2 жених из Черниговской губернии, невеста - из Москвы. Поручители по женихе (записаны на листе 2-об., мы не стали размещать его здесь, поверьте уж на слово) - из Владимирской губернии и из Москвы; по невесте - из Москвы и из Тульской губернии.
Перебираемся в Китайский сорок. Екатерининская в Воспитательном доме церковь, 1906 год. Записи о родившихся:
- Московская губерния; восприемники - первый без указания места жительства, вторая - из Московской губернии;
- здесь родители двойняшек - из Московской губернии; все четверо без указания места жительства; судя по фамилиям - родственники счастливых родителей, так что, скорее всего, из той же Московской губернии (т.е. Московская губерния ещё 4 раза);
- следующий родитель - коллежский секретарь без указания м.ж. (БУМЖ, так сказать), следовательно, из Москвы; восприемники - надворный советник и потомственная почётная гражданка - также БУМЖ, следовательно, Москва ещё 2 раза.
Дальше - метрическая книга Покровской (Георгиевской) церкви на Варварке, 1906 год. Открываем первый разворот:
Итак, мы имеем:
- дворянин Минской губернии; крестный отец - без указания м.ж., но с такой же фамилией фамилией и отчеством, что у родителя, ясно - брат, следовательно, тоже дворянин Минской губернии; крестная мать - мещанская девица из Херсонской губернии;
- Воронежская губерния; восприемники - Коротоякский мещанин (Воронежская губерния) и купчиха из Москвы;
- Тверская губерния; восприемники - Тверская губерния и ещё раз Тверская губерния.
Далее - Троице-Грузинская в Никитниках церковь. Здесь мы решили для разнообразия отлистать страницы до 1908 года:
- Тульская губерния; восприемники - Тульская и опять же Тульская губерния;
- купец из Москвы; восприемники - Владимирская и Московская губернии;
- Калужская губерния; восприемники - Тверская и Тульская губернии.
Никитский сорок, Пименовская в Новых Воротниках церковь, 1916 год:
- Московская губерния; восприемники - Калужская и Московская губернии;
- Тульская губерния; восприемники - Тульская и опять же Тульская губерния;
- Рязанская губерния; восприемник - Рязанская губерния, восприемница - Рязанская губерния.
Церковь Рождества Богородицы, что на Бутырках, того же Никитского сорока. Здесь мы откроем записи об умерших за 1918 год:
Здесь у нас такая география:
- Московская губерния, Москва, Московская губерния, Смоленская губерния, Полтавская губерния, Московская губерния, Тульская губерния.
На очереди - Пречистенский сорок. Метрические книги Николоявленской, на Арбате, церкви, записи о родившихся в 1914 году:
- Таврическая губерния; восприемники - Тульская губерния, Рязанская губерния;
- Смоленская губерния; восприемники - Смоленская губерния и опять же Смоленская губерния;
- Московская губерния; восприемники - Московская и Рязанская губернии;
- Витебская губерния; восприемники - Костромская и также Костромская губерния.
Далее - Троицкая, что на Арбате, церковь; записи о бракосочетавшихся за 1911 год:
Итак, откуда были родом новобрачные:
- жених - мещанин из Смоленска, невеста - из Московской губернии; у поручителей места жительства не указаны, но, поскольку, трое из четверых имеют ту же фамилию, что и невеста, можно предположить, что это её земляки. Таким образом, Московская губерния ещё 4 раза.
- второй жених - из Рязанской губернии, невеста - из Тульской губернии; с поручителями опять сложности, но один из них имеет такую же фамилию, как у невесты - так что, скорее всего, тоже из Тульской губернии, а другой прямо указан как московский мещанин (Москва).
И в заключение - одна церковь Сретенского сорока - Троицкая, что у Покровских ворот на Грязях, брачные обыски за 1898 год:
На левой стороне разворота место жительства жениха не указано, но мы подглядели предыдущую страницу и выяснили, что новобрачный из Вологды (просим поверить на слово)). невеста - дочь местного дьякона, стало быть, из Москвы. Восприемники жениха все как один БУМЖ, так что даже не будем строить предположение откуда они родом. А у невесты оба поручителя из местного духовенства, так что Москва 2 раза.
Жених справа - из Ярославля, его невеста - из Москвы. Поручители по женихе (на след. странице) его родня - два человека (Ярославль 2 раза) и мещанин из Москвы. Поручители по невесте - из Москвы (Москва 2 раза).
Итак, подведём итоги. Для этого подсчитаем все хоронимы, выделенные чёрным. Получается такая картина по количеству упоминаний:
23 – Московская губерния
21 – г. Москва
14 – Тульская губерния
10 – Рязанская губерния
7 – Смоленская губерния
4 – Костромская губерния
4 – Тверская губерния
3 – Калуга
3 – Владимирская губерния
3 – г. Ярославль
2 – Ярославская губерния
2 – Минская губерния
2 – Воронежская губерния
2 – Калужская губерния
1 – Тамбовская губерния
1 – Черниговская губерния
1 – Херсонская губерния
1 – Полтавская губерния
1 – Таврическая губерния
1 – Витебская губерния
1 – г. Смоленск
1 – г. Вологда
Как видим, по количеству родившихся (родивших), бракосочетавшихся и умерших в Москве первое место держит Московская губерния. Сама Первопрестольная занимает, вроде бы, почётное второе место. Но давайте посмотрим, сколько приходится на москвичей крещённых, венчанных и отпетых в московских храмах гостей.
В нашем обзоре на 21 москвича - 87 иногородних жителей, приехавших искать счастья в Златоглавую. Пусть какое-то количество из них не удержится в Москве, вернётся на свою "малую родину", кто-то покинет огромный мегаполис в поисках более тихой гавани, как это сделали мои предки, переселившись после революции в Подмосковье. Но большая часть останется в возрождённой столице, станет частью древнего города и через несколько поколений их потомки с полным правом будут называть себя "коренными москвичами".