Петр Ильич Чайковский написал всего три балета, и все необыкновенно популярны. Прекрасная музыка, интересные сюжеты, красивая хореография, декорации и костюмы (часто) - ну что может быть прекраснее?
Из них трех последний по хронологии - «Щелкунчик» стоит немного особняком. Если от "Спящей красавицы" и "Лебединого озера" с их постановок конца XIX века частично сохранилась хореография (М. Петипа и Л. Иванова), то от "Щелкунчика" - нет. Он стал балетом с классической музыкой, но с хореографией часто неоклассической, реже - других стилей.
"Щелкунчик" в постановке Василия Вайнонена в России очень распространен. Мариинский театр, театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, ряд театров оперы и балета в регионах. Это балет-долгожитель - он родился 12 февраля 1934 г. в Ленинграде.
Из истории
Это была третья постановка балета "Щелкунчик" в городе его рождения и 4-я суммарно (была еще постановка в Москве - А. Горского). Либретто и план-заказ балета написал Мариус Иванович Петипа (1818-1910) - главный балетмейстер императорских театров. Написано оно по сказке Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Либретист, не знавший немецкого и плохо звавший русский, пользовался французским переложением сказки - "История Щелкунчика", сделанным Александром Дюма-отцом. Он близок к оригиналу: совпадает количество и наполняемость глав. Отличается стилистика, но балет - жанр немой, поэтому это стало не очень важным.
М. Петипа и должен был ставить балет, но этого не произошло. Официальная и реальная причина - заболел. Возможно, повлияли и другие факторы, описание которых увело бы нас сильно в сторону, поэтому не будем об этом.
Впервые балет поставил второй балетмейстер - Лев Иванов. Через 3 года он прославится образами лебедей "Лебединого озера". Пока же его мастерство интерпретации музыки Чайковского только еще формировалось. Премьера прошла 6 (18) декабря 1892 г. в Мариинском театре. От Рождества, в котором происходит действие, несколько далековато. Это сейчас балет стал главным на новогодне-рождественских праздниках.
Постановка была не провальной, но и не слишком удачный. Больше всего хвалили "белую картину" - вальс снежных хлопьев. В нэповской советской России вскоре после 1923 г. сценическая жизнь постановки завершилась навсегда.
Вторая постановка в Ленинграде родилась в 1929 г. и была новаторской. Федор Лопухов поставил его в авангардном и акробатическом стиле. Это было время творческих поисков и в драматическом театре (Мейерхольд), и в оперном, и в балете. Дитём своего времени и стал "Щелкунчик" Лопухова. Его ждала неудача - он прошел всего 9 раз.
Постановка Вайнонена
Во многом в споре с такой странной трактовкой и родилась в 1934 г. постановка Вайнонена. Молодой 33-летний балетмейстер Василий Вайнонен был автором уже не одного балета. Сейчас он известен больше всего как автор "Щелкунчика", "Пламени Парижа" и концертного "Вальса Мошковского". Вайнонен с балетом Льва Иванова был знаком, но вдохновился им в основном в вальсе снежных хлопьев и китайском танце, а в другом пошел иным путем.
Дадим слово самому балетмейстеру:
Сценарий «Щелкунчика» – Петипа – не удовлетворил меня отсутствием реалистической трактовки первого акта, прерывностью интриги и налетом сусальности... Намерение дать ощущение реальной жизни в первом акте было для меня главной задачей... Между боем мышей и вальсом снежинок я поставил адажио на музыку прежнего антракта, считая недопустимым, чтобы прекрасная танцевальная музыка была не использована на сцене... Таким образом, ведущими принципами моей работы являлись: реалистическая трактовка первой части спектакля, использование танцевальной пантомимы и современной техники классического танца во второй и третьей части его...
Таким образом, в первом акте его постановку отличает показ симпатичным и привлекательным быта, домашнего праздника с гостями. Интересно и виртуозно поставлены танцы заводных кукол Дроссельмейера. Главную героиню Машу в его постановке танцует девочка - ученица из балетного училища (бывают иногда и взрослые балерины), а потом взрослая балерина.
https://vkvideo.ru/video-193503684_456239020
Рассказ о версии Вайнонена с 6-й минуты видео.
Первыми исполнителями главных партий стали молодые артисты, впоследствии звезды, легендарный дуэт 1930-х годов - Галина Уланова и Константин Сергеев.
Во втором акте постановщик убрал из либретто город сластей Конфитюренбург - у него фигурирует просто некий город, не "кондитерский". Танцы у него по сюжету танцуют люди, а не леденцы и проч. В связи с этим не было у него и феи Драже, танцевавшей с партнером фактически вставное па-де-де. Эту музыку первым дал главной героине и Щелкунчику-принцу А. Горский, и Вайнонен сделал то же самое. То же, да не совсем. Он из па-де-де (танец двоих) в адажио сделал па-де-сис - танец шестерых. Это Маша, Щелкунчик-принц и 4 галантных кавалера. Это адажио с 4 кавалерами несет в себе стиль и моду эпохи - на акробатический танец - умеренный в данном случае. Точно охарактеризовал его балетный критик тех времен И. Соллертинский:
Впрочем, есть влияния и лопуховской редакции: таково адажио III акта с обязательными с некоторых пор пятью кавалерами, в порядке некого головоломного конвейера перебрасывающими балерину с рук на руки под взволнованные ахи и охи зрительного зала.
В финале героиня просыпается - все что мы видели ночью оказалось ее сном. Это было ново по сравнению с первой постановкой, где героиня так и оставалась в Конфитюренбурге.
И напоследок мне осталось только изложить либретто балета в этой постановке. Читайте и смотрите.
ЛИБРЕТТО
1 акт
1 картина
Одно из немецких княжеств во времена Гофмана – примерно в 1810-е годы. Сочельник. В доме Штальбаума собираются гости. Среди них и крестный детей Штальбаумов – Дроссельмейер. Толпа гостей с детьми собираются в гостиной, которую украшает нарядная елка. Детям дарят рождественские подарки, они радостно танцуют. Среди них – дочь Штальбаумов, девочка Маша и ее брат Фриц. Дети ждут сюрпризов от Дроссельмейера – ведь он знатный мастер, делающий заводных кукол. Дроссельмейер не заставляет себя долго просить. Он предъявляет свои заводные игрушки – это паяц, куколка, мавр. Куклы поочередно танцуют, после чего их уносят, чтобы дети их сразу не сломали. Маша расстроена, и Дроссельмейер дарит ей еще одну игрушку – щелкунчика – куклу в виде человечка, щелкающего орехи. Маше кукла с первого взгляда понравилась. Но тут влез Фриц. Он, играя с ней, сломал куклу. Маша расстроена, Дроссельмейер прогоняет Фрица, а девочке советует щелкунчика уложить спать, и он излечится. В гостиную возвращаются гости – взрослые, и танцуют последний танец – гросфатер. Время уже позднее, и гости расходятся. Няня укладывает Машу спать.
2 картина.
Пустая гостиная. Часы бьют полночь. Появляется Маша и видит что елка, комната и все предметы в ней начинают расти. Комнату заполоняют мыши во главе со своим королем. Испуганная Маша прячется в кресло. Но недолго мышам резвиться. Оживают все куклы, включая щелкунчика. Щелкунчик ведет в бой против армии мышиного короля оловянных солдатиков. Происходит битва, она идет с переменным успехом. В конце концов, мышиный король и щелкунчик вступают в поединок. Перевес оказывается на стороне мышиного короля, он уже вот-вот убьет щелкунчика. Но Маша вскакивает и кидает в мышиного короля туфелькой. «Ушибленный» король с войском отступают и уходят. Щелкунчик подает Маше руку. За их спинами появляется Дроссельмейер. По мановению его рук Шелкунчик превращается в прекрасного принца, а Маша становится взрослой. Принц и Маша восхищены друг другом, и он предлагает ей следовать за ним. Из гостиной они оказываются в заснеженном лесу. Под легкую метель снежинки танцуют вальс.
2 акт
Маше и Щелкунчику преграждают путь родственники мышиного короля – летучие мыши, но Щелкунчик успешно прогоняет их. Наши герои прибывают в прекрасный город, население которого приветствует гостей. В честь их прибытия танцуются национальные танцы: испанский, арабский, китайский, русский (трепак), французский танец-пастораль. А следом за ними – большой вальс. Маша, Щелкунчик и еще 4 галантных кавалера танцуют адажио, затем сольные танцы принца и Маши. Общий финальный танец. Внезапно все исчезает. Маша просыпается, встает с постели и берет в руки любимую игрушку – щелкунчика.
Если у вас прямо сейчас возникло желание посмотреть, даю ссылку на запись из Мариинского театра (раньше тут была другая запись, но с YouTube часто удаляют).
Если вы вдохновились, то есть и другие мои статьи по теме:
"Щелкунчик" Вайнонена глазами "искрометного балетомана и балетоведа"
Критики о балете "Щелкунчик" (Григоровича), часть 1 и часть 2
Размышления о балете "Щелкунчик"
О стилистике того времени: Из истории раннего советского балета