Найти тему
Satdata

ХАИ-52: штурмовик, бывший разведчик, результат - в серию не пошел

Р-10
Р-10

Довольно знаменитый разведчик Р-10 (КБ под руководством Немана) известен нам в основном по фото начала войны - сбитые или брошенные машины и позирующие немцы на их фоне (см.на верхнем фото). Ну и в зимней войне 1939-1940го такие же фотки. Хотя выпускался в серии почти 500 машин и свой определенный вклад в развитие предвоенной авиации внес.

Однако он имел перспективы стать еще более массовым и знаменитым - так как на его основе был разработан штурмовик (скорее многоцелевой самолет) ХАИ-52 (первый экземпляр шел как ХАИ-51). Внешне он мало отличался от разведчика, но главным новшеством должен был стать новый мотор - М-63 или М-85. И с тем и с другим были проблемы разного рода и первые экземпляры оснащались М-62. Также проведена была значительная работа по повышению аэродинамики - новый профиль крыла с гладкой обшивкой, а также металлическая конструкция лонжеронов в деревянном крыле (что было потом применено во многих самолетах периода ВОВ).

Также разработали новую конструкцию шасси и вооружение, которое составляло - по некоторым данным - 4 крыльевых пулемета ШКАС и один турельный, по другим - четыре крыльевых,два синхронных и один турельный... Предусматривалась подвеска до 400 кг бомб.

В целом, машина могла получиться довольно интересная. В результате ничего не получилось - конструктор был арестован в декабре 1938-го за вредительство, дальнейшие попытки доводки и испытания самолета закончились ничем. Предназначенные производственные мощности были переданы под новый одномоторный бомбардировщик Сухого (конкуренция!). Немана выпустили через пару лет, но проект ХАИ-52 стал его последним собственным самолетом...

ХАИ-52; штурмовик
ХАИ-52; штурмовик

ХАИ-52; все фото статьи взяты из открытых источников
ХАИ-52; все фото статьи взяты из открытых источников

Технические характеристики:

Тип двигателя  1 ПД М-62
Мощность, л.с.  1 х 830
Максимальная скорость , км/ч   у земли  374  на высоте  410
Практическая дальность, км  1000
Практический потолок, м  8800
Экипаж  2
Вооружение:  четыре 7.62-мм пулемета ШКАС (по 500 патронов на ствол), установленных в крыльях и и один ШКАС в башенной турели МВ-5, до 400 кг бомб

А вот такие штурмовики выпускала Франция в то же время: смотрите здесь.

Все о спутниковой мобильной связи - читайте тут.

Всем успехов и мирного неба!