Помнится, я с интересом думала, вставит ли Данелия песню «На речке, на речке, на том бережочке» в фильм Кин-Дза-Дза? Вставил! А вот у Эльдара Рязанова была привычка почти в каждый свой фильм вставлять маленькое собственное камео, которое в большинстве случаев служило маленькой сюжетной провокацией. И сделал он это больше 15 раз! Хотя я, конечно, могла что-то упустить. Вот пять самых известных фильмов с его участием как режиссера и актера.
Старики-разбойники
Фильм 1971 года. Помните, герой Никулина — следователь Николай Мячиков — самовольно отправляется в тюрьму? Мимо проходит персонаж Рязанова и с ехидцей спрашивает:
— Сидите, Николай Сергеевич?
— Сижу себе помаленьку, — отвечает Никулин.
— А вы обедать?
— Угу.
Рязанов уходит, а герой Никулина решает все-таки поесть. Искушение Мячикова состоялось.
Ирония судьбы, или С легким паром
Это кино 1975 г. самое популярное из всего рязановского наследия, соответственно, и камео раздраженного пассажира самолета, на плече которого пытается уснуть Женя Лукашин, самое известное.
Остается только догадываться, не было ли двойного смысла во фразе персонажа: «Навязался на мою голову!»
Служебный роман
В этом фильме 1977 г. появление Рязанова не столь очевидно, и страждущим придется пролистать фильм чуть ли не покадрово, чтобы заметить его в роли одного из пассажиров автобуса.
Если же у вас это не получилось, то все дело в том, что здесь он снялся со спины и присутствует в фильме чисто номинально. Ищите кожаную кепку.
А вот замечательные песни, которые были написаны Андреем Петровым на стихи Эльдара Рязанова, искать не придется. Они стали визитной карточкой фильма.
Гараж
В этой комедии Эльдар Рязанов появился в роли одного из пайщиков, который все заседание гаражного кооператива проспал на чучеле бегемота (самоирония постоянно пытающегося похудеть режиссера) и в итоге заполучил «счастливый» билет на вылет из кооператива.
Именно ему говорит персонаж Гафта: «Тяните, счастливый вы наш...»
Кто-то спросил Рязанова о символизме этой сцены в свете случившихся в стране «ускорения и перестройки». «Если спать, то можно проспать все», — ответил режиссер.
Вокзал для двоих
В этом фильме 1982 г. появление Рязанова тоже вполне очевидно. Он расхаживает по перрону в облике начальника железнодорожной станции и относится к жалобам и злоключениям главного героя вполне индифферентно, олицетворяя собой не просто власть маленького человека в маленьком месте, а все государство в целом.
Говоря о своих эпизодах, Рязанов назвал их чем-то вроде автографа, оставленного мастером живописи в нижнем правом углу полотна, которому отдал часть своей жизни.
Если вам понравилась статья и вы хотите узнать еще больше интересных наблюдений, подписывайтесь на мой канал.