Найти тему
Записки самурайки

Раберемся с состоянием "выученной беспомощности" и перекладываением ответственности на других

Снова привожу простой пример, частный случай, который поможет проиллюстрировать то, как мы перекладываем ответственность на других и даже не замечаем этого.

Сразу скажу, что случай максимально упрощаю, чтобы можно было быстро и безболезненно его препарировать.

Итак, ситуация.

  • Я. Хочу пойти встретиться с учителем, которого не видела лет 12. Для этого мне надо пробраться в мое учебное заведение, но надо что-то сказать охране. Я прошу пойти со мной маму, потому что мама тоже там работает и тогда пропадает всякая потребность вообще разговаривать с охраной.
  • Мама. Не хочет идти, потому что уже была там сегодня. И пусть идти 2 минуты, ей это просто не надо и не интересно. Она отказывается.
  • Я. Начинаю на маму обижаться. Затем выдумываю, что вот если бы не она, то я бы обязательно пошла и даже начинаю фантазировать, как именно провела бы время и что рассказала.

Вот тут СТОП. Уже на моменте, когда я ловлю себя на "обиде" - это уже и есть перекладывание ответственности.

И такие ситуации происходят гораздо чаще, чем мы можем себе представить. Мы склонны винить в том, что мы чего-то не делаем кого-то другого, не замечая, что причина в нас самих. В описанной ситуации индикатором для меня стало ощущение обиды и злости.

Обида вообще знакома нам с детства. Вспомните, как мы обижались, когда родители нам чего-то не разрешали. Тогда мы вынуждены были подчиняться, потому что у нас не было ресурса. Сейчас у нас он есть, почти для всего.

Мы можем работать над собой, но нам стоит помнить, какое влияние мы оказываем на наших детей.
Мы можем работать над собой, но нам стоит помнить, какое влияние мы оказываем на наших детей.

Еще одна важная тема, которую хотела бы обсудить. Воспитание детей.

Мы часто не даем детям свободы, потому что нам проще сделать что-то самим, чем потом справляться с последствиями того, что случится после такой самостоятельной деятельности. Нам не хочется потом делать уборку, нам не хочется что-то объяснять в процессе, помогать частично. Все просто - мы не хотим тратить время.

Потом ребенок достигает определенного возраста и мы хотим, чтобы он делал все сам. Но ребенок уже не хочет, потому что привык к другому сценарию и в добавок ко всему не получил навыков. Начинаются конфликты. Часто общаюсь с мамами, которые удивляются, почему же так, почему же их дети ничего не хотят. Но когда мы начинаем разбираться более подробно, выясняем, что они своим "нет времени" или гиперопекой сами привели ребенка в то состояние, с которым хотят бороться.

-2

Не важно, хотите ли вы "ловить" беспомощность в своем поведении или в поведении своих детей. Это можно делать, с этим можно работать. А еще главное помнить, что ПОМОЩЬ и ЗАБОТА - ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.