Снова привожу простой пример, частный случай, который поможет проиллюстрировать то, как мы перекладываем ответственность на других и даже не замечаем этого.
Сразу скажу, что случай максимально упрощаю, чтобы можно было быстро и безболезненно его препарировать.
Итак, ситуация.
- Я. Хочу пойти встретиться с учителем, которого не видела лет 12. Для этого мне надо пробраться в мое учебное заведение, но надо что-то сказать охране. Я прошу пойти со мной маму, потому что мама тоже там работает и тогда пропадает всякая потребность вообще разговаривать с охраной.
- Мама. Не хочет идти, потому что уже была там сегодня. И пусть идти 2 минуты, ей это просто не надо и не интересно. Она отказывается.
- Я. Начинаю на маму обижаться. Затем выдумываю, что вот если бы не она, то я бы обязательно пошла и даже начинаю фантазировать, как именно провела бы время и что рассказала.
Вот тут СТОП. Уже на моменте, когда я ловлю себя на "обиде" - это уже и есть перекладывание ответственности.
И такие ситуации происходят гораздо чаще, чем мы можем себе представить. Мы склонны винить в том, что мы чего-то не делаем кого-то другого, не замечая, что причина в нас самих. В описанной ситуации индикатором для меня стало ощущение обиды и злости.
Обида вообще знакома нам с детства. Вспомните, как мы обижались, когда родители нам чего-то не разрешали. Тогда мы вынуждены были подчиняться, потому что у нас не было ресурса. Сейчас у нас он есть, почти для всего.
Еще одна важная тема, которую хотела бы обсудить. Воспитание детей.
Мы часто не даем детям свободы, потому что нам проще сделать что-то самим, чем потом справляться с последствиями того, что случится после такой самостоятельной деятельности. Нам не хочется потом делать уборку, нам не хочется что-то объяснять в процессе, помогать частично. Все просто - мы не хотим тратить время.
Потом ребенок достигает определенного возраста и мы хотим, чтобы он делал все сам. Но ребенок уже не хочет, потому что привык к другому сценарию и в добавок ко всему не получил навыков. Начинаются конфликты. Часто общаюсь с мамами, которые удивляются, почему же так, почему же их дети ничего не хотят. Но когда мы начинаем разбираться более подробно, выясняем, что они своим "нет времени" или гиперопекой сами привели ребенка в то состояние, с которым хотят бороться.
Не важно, хотите ли вы "ловить" беспомощность в своем поведении или в поведении своих детей. Это можно делать, с этим можно работать. А еще главное помнить, что ПОМОЩЬ и ЗАБОТА - ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.