Когда я просматриваю сайты посвященные «развитию бизнеса», то довольно часто встречаю т.н. «типовые бизнес-планы», которые можно купить за деньги, а иногда и скачать бесплатно.
Не знаю, насколько они хорошо продаются, я задался вопросом, а какова информационная актуальность «типовых» бизнес-планов на текущий день и насколько они могут быть полезны для бизнеса в принципе для принятия какого-либо «управленческого решения» или иных целей?
Просмотрев несколько скаченных бизнес-планов, можно сделать выводы, ну не то, чтобы неутешительные, но вполне себе интересные. Итак, что бросается в глаза?
1. Крайне слабая проработка всех разделов бизнес-плана от финансов до маркетинга.
2. Информация, представленная в любом бизнес-плане, как правило, уже через несколько месяцев устаревает, следовательно, теряет свою актуальность.
3. Россия, в регионах настолько «разная» в плане затрат на сырье, арендной платы, уровня оплаты труда и т.д., что в одном регионе равнозначный бизнес может процветать, а в другом, благополучно загнуться.
4. «Ведение бизнеса» у каждого предпринимателя тоже, вполне себе индивидуальное и, где один видит условно пятерых работников, то его коллега, может увидеть всего трех. Соответственно бизнес, при рассмотрении у них один, а вот затраты по ведению бизнеса совсем разные!!! При этом никто особо не задумывается, а сколько же их должно быть на самом деле? Никто! Решения принимаются, как правило «на коленке». Это быстро, просто, но очень ненадежно.
5. Основной вывод, который можно сделать исходя их прочтения 4-х предыдущих пунктов, состоит в том, что т.н. типовые бизнес-планы не могут служить достоверным источником информации в т.ч. и для принятия управленческих решений. Более того, они не могут служить надежным источником информации даже при формальном рассмотрении какого-либо бизнеса, однако могут быть полезны исключительно в «учебных целях».
Но имеет ли смысл учиться на чужих примерах? Пожалуй, это вопрос риторический.
© Аллавердян В.В., 2020