11 января 2004 года в Ленинградской области была предотвращена крупная железнодорожная катастрофа.
Машинист Горчаков, управлявший многотонным электровозом, находился в состоянии тяжелого психического расстройства. Ему казалось, что огни светофоров - это глаза дьявола. А его миссия - провести железнодорожный состав прямиком к Богу.
Около часа длилась эта безумная поездка - состав летел на скорости под 100 км/час, игнорируя запрещающие сигналы.
Машинист в галстуке-бабочке
31-летний машинист поезда Эдуард Горчаков зарекомендовал себя сотрудником надежным и дисциплинированным. Претензий к его работе никогда не было.
Эдуард был дважды женат, воспитывал четверых детей.
Люди, знающие Эдуарда, вспоминали, что в поведении его наблюдались некоторые странности. Начались эти странности задолго до случившегося.
В первый раз Горчаков женился сразу после армии. С супругой они воспитывали двоих детей.
В 2002 году Эдуард развелся с женой, завел новую семью. Увлекся религией. Часто посещал богослужения в церкви Иоанна Предтечи в Старой Ладоге.
Во втором браке Горчакова родилась двойня.
Через месяц после рождения детей Горчаков внезапно оставил семью и вернулся к первой жене.
Покинутая супруга отмечала, что личность Эдуарда менялась буквально на глазах. Он стал беспомощен в быту, требовал помощи и опеки от женщины, утратил интерес ко всему, кроме обожаемого футбола. На все просьбы жены Горчаков привычно отвечал: «Бог поможет».
Накануне роковой поездки машинист принес в церковь икону. Ее Эдуард нашел в кладовке у родственников и некоторое время хранил у себя. Батюшка, принявший святыню, отмечал, что мужчина был очень подавлен. Состояние Горчакова он обозначил так: «в нем играли бесы».
Безумная поездка
11 января Горчаков не явился к началу смены. Его молодой помощник сообщил заведующей резервом локомотивных бригад о неявке Эдуарда.
Эдуард, до которого дозвонились обеспокоенные коллеги, сообщил, что проспал. На служебной машине его доставили в депо. Опоздание было серьезным - более часа.
Отчего-то никого не смутил внешний вид машиниста. Горчаков явился не в форменной одежде, а в черном праздничном костюме-двойке. И галстуке-бабочке. Медосмотр перед поездкой производили в спешке - график и так был серьезно нарушен.
Электровоз ВЛ15-018 проследовал к станции Мурманские ворота. Такие электровозы считаются самыми мощными из российских. Предназначены для тяжеловесных составов. Электровоз Горчакова вез 58 вагонов, груженных железной рудой. Поезд получил номер 1908.
При приближении к перегону Волховстрой II – Куколь, дежурная по станции доложила, что светофор закрыт. К станции Куколь совершал движение другой грузовой поезд, который нужно было пропустить раньше поезда 1908.
Горчаков пропускать товарняк не собирался. Он начал внезапно увеличивать скорость своего состава.
Напарник Эдуарда пытался остановить его, но получил в ответ угрозу убийством.
Горчаков отключил локомотивную сигнализацию и разогнал поезд почти до ста км
час.
Состав сошел с маршрута и летел по главному пути.
Диспетчеры ломали голову над тем, что же происходит в поезде 1908. И главный вопрос: каким образом прекратить его движение? Состав приближался к городу Тихвин. Остановить обезумевший поезд можно было либо путем спуска под откос, что могло бы повлечь большие жертвы, либо путем отключения энергии.
Путь в итоге обесточили - поезд остановился.
Машиниста Горчакова доставили в линейный отдел милиции и допросили.
На допросе он пояснил, что незадолго до смены с ним общался некий голос. Голос этот поведал, что Бог его призывает к себе. Собственно, этим и объясняется торжественный внешний вид машиниста - надел все самое лучшее, полагая, что эта поездка будет последней для него.
Медицинское заключение определило состояние машиниста как острый бредовый психоз, явившийся на фоне вялотекущей шизофрении.
Врачи утверждали, что определить заболевание машиниста заранее было практически невозможно. За год до этого события Горчаков проходил обязательную медкомиссию. И прошел ее успешно.
В квартире у Эдуарда среди личных вещей нашли книгу «Дурному учат бесы».
Электровоз ВЛ15-018 списан с 2012 года, находится на территории локомотивного депо в нерабочем состоянии.