Найти в Дзене
Любопытный дилетант

О чём сговорились фармацевты?

Возможен ли заговор фармацевтических компаний
Оглавление

Продолжим нашу беседу о теориях заговора. Кроме заговора учёных, сговорившихся зачем-то скрыть от мира Великую Истину, свет которой несёт Непризнанный Гений, оказывается, существует и заговор менее забавный и даже кажущийся более реальным — заговор фармацевтических компаний, сговорившихся то ли отравить всё население планеты своей продукцией, то ли заработать все деньги мира. В отличие от учёных, гнобящих Непризнанного Гения не иначе как по природной злобности своих коварных натур (как вариант — из цеховой солидарности), у этого заговора, по крайней мере, во втором варианте — заработать денег — просматриваются видимые и вполне по-человечески понятные причины и мотивы. Давайте попробуем разобраться, насколько это, собственно, реально.

Ну что-то же в этом есть... Если уж не Президиум РАН, то уж точно совет директоров Bayer!
Ну что-то же в этом есть... Если уж не Президиум РАН, то уж точно совет директоров Bayer!

Кто всё же сговорился?

Собственно, у «заговора фармацевтов» возникают ровно те же самые трудности, что и у «заговора учёных», да и у любого другого, собственно, глобального заговора — заговорщикам нужно договориться между собой и как-то соблюдать договорённости. Однако фармацевтика — рынок очень конкурентный, а возможность сожрать конкурента с потрохами — слишком большой соблазн, чтобы соблюдать какие-то там договорённости, да ещё негласные. Да и особых стимулов договариваться не наблюдается — зачем, если действующие вещества просто патентуются (не надолго, правда, в большинстве стран — на 25 лет), и фирма-разработчик без всяких договорённостей на срок патентования становится практически монополистом?

А вот возможностей сожрать конкурента — это сколько угодно. Времена О’Генри, когда любой доктор Вов-Ху мог намешать в бутылочке любой бурды и невозбранно называть это «патентованным средством» от чего угодно, давно прошла — самые выгодные рынки — он же самые зарегулированные, проверки, хотя бы и формальные (не гарантирующие, что лекарство будет работать, как обещает производитель, но безопасность при правильном применении всё же гарантирующие) обязательны, шаг влево, шаг вправо — отзыв лицензии. Да и любители отсудить денег за причинённый вред, в том числе по принципу «после — значит вследствие» не дремлют, политики тоже не прочь предстать защитниками прав своих избирателей. Репутация тоже стоит вполне конкретных, и немалых, денег, в отличие от мира учёных, где она тоже ценится высоко, но стоит скорее только самой себя.

Немногие уже, наверно, помнят историю с талидомидом — препаратом, который продавался в качестве успокаивающего и мягкого снотворного, пока не выяснилось, что беременным женщинам его нельзя — вызывает уродства у новорождённых. Просто проверить его на беременных животных никто не догадался. С этой истории, кстати, и началось ужесточение правил проверки лекарств. Талидомид-то оказался на самом деле отличным лекарством, только не от нервов, как его изначально продавали, а… от проказы и некоторых форм рака, в каковом качестве и применяется по сию пору. Золотое дно, но фирма-разработчик им уже не воспользовалась — просто не пережила разразившегося скандала, съели конкуренты. Доктор Фрэнсис О. Келси из американской FDA, воспрепятствовавшая его регистрации в США, получила вполне заслуженную репутацию проницательного и принципиального политика.

О чём же тогда сговор?

Вакцины — символ сговора в глазах конспирологов.
Источник: https://commons.wikimedia.org, автор: James Gathany. Изображение находится в общественном достоянии
Вакцины — символ сговора в глазах конспирологов. Источник: https://commons.wikimedia.org, автор: James Gathany. Изображение находится в общественном достоянии

Деньги в фармацевтической индустрии крутятся действительно немалые — среди бизнесменов, хотя бы и в такой наукоёмкой отрасли, как фармацевтика, идейных бессребреников, готовых облагодетельствовать человечество чисто за идею, не сильно много. Однако именно сговариваться ради цели «заработать все деньги», как мы уже выяснили, просто нет смысла, ведь достаточно запатентовать действующее вещество — и рынок и так на 25 лет твой, без всяких сговоров. При этом разработка и особенно испытания лекарств стоят отнюдь не дёшево, особенно учитывая, что далеко не каждое кажущееся перспективным вещество превратится в лекарство и выйдет на рынок. Так что норма прибыли, учитывая не слишком большой срок действия патентов, значительно ниже, чем кажется при взгляде на аптечный прилавок. Тут уж не до сговоров, скорее имеет смысл шпионить за конкурентами и красть их секреты.

Тогда может быть имеет хотя бы смысл сговор если не для вздутия цен, то для скрытия факапов хотя бы? Как мы уже видели на примере талидомидного скандала, тоже не особенно. Гораздо выгоднее не помогать конкуренту выбраться из того, во что он по собственной глупости вляпался, а просто подождать и задёшево скупить и конкурента, и его наработки, которые, как мы на том же примере видели, могут быть совсем не так уж плохи.

Настоящим символом «заговора фармацевтов» стала вакцинация. Оставим в покое её якобы ненужность — уничтожение благодаря ей чёрной оспы и вспышки менее опасных болезней вроде кори, дифтерии и полиомиелита в результате отказов говорят сами за себя. Рассмотрим собственно предмет нашей статьи — якобы сокрытие вреда из-за содержащихся в прививках консерванта тиомерсала и усилителя действия — гидроксида алюминия. Тиомерсал и в самом деле содержит ртуть, но в организме разлагается до неядовитого соединения — этилртути и полностью выводится из организма за неделю. Да и содержится он в вакцинах в количестве 50 мкг на дозу, в таком количестве не ядовита даже бледная поганка. Собственно, всё это подтверждено испытаниями, и не раз. Связь же его с аутизмом оказалась просто-напросто выдумкой некого Эндрю Уэйкфилда, придуманной им для… продвижения консерванта его собственного изобретения. Что же до гидроксида алюминия, то достаточно заглянуть в Википедию, чтобы убедиться, что его полулетальная доза составляет 5 граммов на килограмм, что вообще-то сравнимо с ядовитостью самой обыкновенной поваренной соли.

Так что, как мы очередной раз, даже не задаваясь сакраментальным вопросом «откуда мы всё это знаем», убеждаемся, что миром правит не столько тайная ложа, сколько явная лажа, которая, разумеется, может приключиться и с фармацевтической компанией, но к заговору явно не имеющая никакого отношения.

На этом сегодня всё, спасибо, что прочитали, не забываем ставить лайки и подписываться на канал, кто ещё не!

Понравилось? Тогда можно ещё почитать: